18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Как зарабатывают на базах краденого искусства

№41
Материал из газеты

Учет культурных ценностей ведется в мире по-разному. Например, в Великобритании это стало прибыльным бизнесом

Компании, которые специализируются на вопросах реституции, могут делать большие деньги на единичных розысках и возвращении украденных произведений искусства, но по-настоящему прибыльных дел такого рода мало, а их ведение может затянуться на месяцы, а то и годы. Сегодня борьба за право вести коммерческую базу данных украденных произведений мирового искусства становится ничуть не менее интригующей и сложной, чем некоторые из связанных с ней преступлений.

На протяжении последних 25 лет учет миллионов украденных и незаконно вывезенных объектов по всему миру ведет организация Art Loss Register (ALR), которой управляет Джулиан Рэдклифф. Она осуществляет проверку правового статуса для торговцев искусством, страховщиков и — все чаще — для частных лиц. В 2013 году бывший сотрудник ALR Крис Маринелло основал собственную компанию Art Recovery Group (ARG), которая сегодня уже стала полноправным конкурентом ALR.

Справка

Обе базы краденого искусства достигли определенных успехов в своем поле деятельности. В 1999 г. Art Loss Register помогла вернуть Чайник и фрукты (1888–1890) Поля Сезанна, а в 2004 г. идентифицировала по своей базе данных древнеримский бюст императора Марка Аврелия. Art Recovery Group в 2015 г. разрешила долгий спор о правовом статусе, идентифицировав картину, предположительно написанную Дуччо, и вернула семье Розенберг Сидящую (1921) Анри Матисса, которая была обнаружена в «мюнхенском кладе» — беспрецедентной коллекции награбленных нацистами произведений искусства, которую прятал в своем доме Корнелиус Гурлитт.

Еще…

По словам представителя ALR, основу ее клиентуры составляют арт-дилеры и более 90 аукционных домов. ARG сообщает, что подписала контракты с небольшим числом ведущих арт-дилеров Лондона и с рядом крупных американских страховщиков.

Главный юрист ALR Джеймс Рэтклифф утверждает, что его компания ежегодно проводит более 400 тыс. поисков по своей базе данных, при этом самую обширную категорию поисковых запросов составляет живопись. Качество информации в базе данных ALR уже подвергалось критике, поэтому, когда в 2015 году Крис Маринелло организовал альтернативную ей базу ARG, профессиональное сообщество отнеслось к этому положительно.

«Мы никогда не утверждали, что наша система идеальна, и постоянно работаем над ее улучшением, — говорит Джеймс Рэтклифф, — но пока что мы лучшая база данных потерянного и украденного искусства».

Рэтклифф добавляет, что возможностей для существования других баз данных огромное множество: например, баз, специализирующихся на утратах, относящихся к периоду Второй мировой войны, или на записях из архивов органов правопорядка. «Мы отличная отправная точка, — говорит он. — Иногда нашей информации полностью достаточно, но мы не всегда сможем дать исчерпывающий ответ». Крис Маринелло, в свою очередь, считает, что «на самом деле конкуренция привела бы к созданию более качественных баз данных».

Многие из клиентов ALR не захотели напрямую комментировать желательность или нежелательность конкуренции в этой области. Руководитель отдела правовых вопросов и рисков Christie’s Мартин Уилсон говорит, что его аукционный дом «поддерживает все инициативы, работающие на повышение прозрачности информации о провенансе и правовом статусе». Christie’s продолжает представлять свои каталоги на рассмотрение в ALR, но, кроме того, работает и с «многими частными и государственными архивами, с публикациями и исследователями, заполняя пробелы в провенансе», в том числе с ЮНЕСКО, Интерполом и Министерством внутренней безопасности США.

Ежегодная плата за пользование Art Loss Register (ALR) составляет £500 и позволяет выполнить до 25 поисков, однако аукционные дома, многие из которых проверяют по базе данных каждый свой каталог, платят другую сумму. Арт-дилеры, как правило, нуждаются в более подробной информации, и для них тарифы тоже варьируются. ARG взимает £60 за одноразовый поиск по своей базе данных и адаптирует пакеты услуг к нуждам конкретных клиентов. При необходимости ALR выдает сертификат о поиске; ARG предоставляет полный отчет. Обе фирмы все активнее выходят за рамки дел, связанных с историей краж и незаконного вывоза произведений искусства, и обращаются к таким вопросам, как залоговый статус и ограничения на экспорт.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+