18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выше злобы дня

В очередном томе каталога-резоне Герхарда Рихтера можно увидеть важный сдвиг в творчестве художника

Свежий, четвертый том каталога-резоне Герхарда Рихтера стал третьим по счету из опубликованных (выход второго тома ожидается в 2017 году). Он охватывает 1988–1994 годы — период, когда, по мнению искусствоведов и коллекционеров, Рихтер вошел в высший эшелон ныне живущих художников. В это время он создавал в основном абстрактные полотна, хотя, помимо них, написал и небольшое число работ, основанных на фотографиях натюрмортов, пейзажей и фигур.

Из фигуративных композиций в книгу вошли два любимых самим Рихтером полотна: «Бетти» (1988) — портрет отвернувшейся от зрителя дочери художника в красно-белой кофте с цветочным рисунком — и «Читающая» (1994) — портрет Сабины Мориц, его третьей жены, склонившей голову за чтением газеты или журнала.

В натюрмортах этого периода творчества Рихтера — камерных, очаровательных работах — наиболее частым предметом изображения оказываются цветы. Сходным образом архитектурные и природные пейзажи Герхарда Рихтера привлекательнее всего тогда, когда они скромны и непритязательны. Нежная поэзия безвестных пастбищ где-то в Германии делает вошедшие в этот том ландшафты трогательными и прекрасными.

Кроме того, в четвертом томе каталога-резоне представлен ряд его самых драматичных «смазанных» полотен. На полных энергии холстах широкие малиновые потоки стремятся с одного края к другому, разлетаются брызгами и раздираются, наталкиваясь на грубый слой грунтовки.

Эти композиции — звезды аукционных залов, постоянно устанавливающие все новые ценовые рекорды. В отличие от других дорогостоящих опусов современного искусства, смазанные картины Рихтера — по-настоящему захватывающие и оригинальные работы, заслуживающие максимально широкого признания.

На менее масштабных абстракциях Рихтер экспериментирует с частичным соскребанием незасохшей краски, в результате чего в закрашенных областях образуются фактурные соскобленные сетки. И хотя не все эти картины удачны, лучшие из них служат важным свидетельством творческой гибкости Рихтера, его постоянно изменяющейся художественной вселенной.

Из работ этого периода предметом искусствоведческого анализа (а заодно и споров) чаще всего становится серия «18 октября 1977» (1988). Даже библиография к одной только этой серии занимает 11 страниц, при этом выставочной и библиографической информацией снабжена каждая картина.

Серия из 15 черно-белых картин представляет образы, связанные с арестом и гибелью в тюрьме в октябре 1977 года членов западногерманской леворадикальной террористической группы Баадера — Майнхоф (Фракция Красной Армии). Эти события раскололи немецкое общество, ухудшив и без того напряженные отношения между значительной частью молодежи, недовольной благодушным принятием деятелей, связанных с нацизмом, на государственные должности, и большинством населения ФРГ, шокированным жестокостью радикалов.

Работая над столь общественно ангажированной темой, Рихтер занял политически нейтральную позицию, избегая как симпатии, так и критики террористов и представителей властей. С точки зрения многих искусствоведов, серией «18 октября 1977» он укрепил свой статус современного исторического художника. Впрочем, эта роль требует от живописца явно выраженной моральной позиции в отношении изображаемого предмета — но именно этого в 15 черно-белых полотнах Рихтера и нет.

В конце концов Герхард Рихтер продал «18 октября 1977» Музею современного искусства в Нью-Йорке, где лишь немногие посетители знают или проявляют интерес к последствиям германских событий 1977 года. Таким образом, автор сделал символический выбор между престижем на международной художественной сцене и общественной и политической ангажированностью в Германии, предпочтя интернациональный контекст, что, возможно, оказалось не совсем дальновидным решением. Качество отдельных работ здесь не слишком ровное, а серия в целом страдает тематической и стилистической несвязностью. Не исключено, что будущие поколения отнесутся к этому циклу прохладнее, чем сегодняшние почитатели творчества художника.

В четвертый том также вошли «зеркала» Рихтера — стеклянные панели, монохромно окрашенные с оборотной стороны, они в очередной раз подкрепляют тезис о многогранности его личности. Кроме того, в книге представлено описание витража из цветных квадратов, предшественника работы Рихтера для Кельнского собора.

Герхард Рихтер снабжает свои скульптуры, живописные мультипли и витражи каталожными номерами. Этому же принципу следуют искусствовед Дитмар Элгер, под редакцией которого выходит многотомник, и составители каталога. Как и в остальных томах, текст приводится на немецком и английском языках, каталожные описания — только на английском.

В целом книга отличается непревзойденным качеством, что делает честь как ее издателю, так и герою — самому знаменитому из ныне живущих художников.

Gerhard Richter: Catalogue Raisonné. Volume 4. 1988–1994 / Dietmar Elger, ed. Hatje Cantz. 600 с. £225, $375, €248 (твердая обложка). На английском и немецком языке

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+