18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музеи вне столиц. Чисто британское явление, которое никогда еще не было проанализировано

№41
Материал из газеты

В основе роста этих музеев скорее личный энтузиазм, нежели усилия администраций

Вот уже четверть века Джайлз Уотерфилд исследует процесс зарождения и цели провинциальных музеев Британии перед Первой мировой. Раньше тема эта никогда так пристально не анализировалась. Но в конце прошлого века интерес Уотер­филда материализовался в двух выставках: Дворцы искусства (1991) в Картинной галерее Далича в Южном Лондоне, посвященной архитектуре этих институций, а также Художественные сокровища Англии (1998) в Королевской академии художеств, обзорной выставке предметов из региональных коллекций. Теперь результаты многолетнего труда опубликованы в исчерпывающей и подробной книге, написанной с характерной для Уотерфилда элегантностью.

Между прочим, формирование общедоступных британских музеев шло совсем не так, как на континенте. Они возникали не на основе частных аристократических коллекций, не были они и частью раздробленного крупного государственного собрания. Более того, развитие их отмечалось полным отсутствием участия или даже хотя бы энтузиазма со стороны центральных и местных властей.

Инициатива шла снизу. Объединения любителей естественной истории и археологические общества в провинции и в главных городах графств устраивались по образцу литературных и философских кружков. Параллельно во временных павильонах устраивались региональные выставки, собиравшие толпы любопытствующих. Кульминацией их стала беспрецедентная по масштабам выставка Художественные богатства, прошедшая в 1857 году в Манчестере.

Временные выставки воспринимались как то, что способствует повышению престижа региона (в отличие от любых постоянных инициатив, которые зачастую казались баловством да излишеством), а затраты на их воплощение покрывались частными филантропами, желавшими обеспечить обездоленных земляков образовательными ресурсами.
Когда в конце XIX века эти новые музеи продлили время работы на вечерние часы для того, чтобы в них могли ходить рабочие, посещаемость их выросла в разы.

Начиная с 1860-х годов по всей Британии разрастается сеть музеев и галерей, максимально сконцентрированная на индустриальном Севере. Меценаты мечтали создавать храмы искусств, из-за чего к строительству музеев привлекались лучшие архитекторы. При этом, за исключением небольшого числа оригиналов, скульптуры здесь заменяли гипсовые слепки, а вместо картин и рисунков показывали фоторепродукции. С превращением истории искусств в академическую дисциплину появились музейные специалисты, и их отношения с органами власти достигли некоего баланса.

В основе роста музеев лежали скорее энтузиазм отдельных личностей и соперничество между городами, нежели усилия местной администрации. Так, если в Глазго и Бирмингеме дела в музейной сфере обстояли благополучно, то городские власти Лидса упорно придерживались обывательской точки зрения, ничего не предпринимая в этом направлении. Ведь какими бы передовыми ни были музеи, они не могли соперничать с концертными залами, кинотеатрами и спортивными состязаниями.

Ныне многие из учреждений, рассматриваемых в книге Уотерфилда, за исключением небольшого числа музеев, получающих средства от доходов Национальной лотереи, находятся под угрозой исчезновения. Из-за постоянно снижающихся бюджетных поступлений и неясного муниципального статуса они стали легкой мишенью при сокращении госрасходов.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+