18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Тони Крэгг сам отобрал работы для своей ретроспективы в Эрмитаже

№41
Материал из газеты

Британская звезда покажет 55 скульптур из разных материалов и графику

Сейчас англичанин Энтони Дуглас Крэгг (р. 1949) — один из самых популярных в мире скульпторов. Его работы не только представлены в ведущих музеях, но и установлены на улицах и площадях в десятке городов — от Зальцбурга до Хьюстона. Немецкий Вупперталь, куда Крэгг давно перебрался на ПМЖ из Лондона, предоставил ему целый парк для художественных экспериментов в публичном пространстве.

Выставка Крэгга в Главном штабе Эрмитажа, академическая по замыслу, оказалась актуальной в России, переживающей эпидемию бронзовых истуканов и поточного производства объемных изображений мифических персонажей «с явным портретным сходством».

Летом 2012 года Эрмитаж уже делал первую легкую «прививку» Крэгга, выставив в Большом дворе Зимнего дворца его Люка, созданного в 2008 году. При внимательном рассматривании тени, отбрасываемой бронзовой абстракцией, можно было найти ракурс, выдававший силуэт конкретной модели. А еще раньше, беззаботным летом 2005 года, такелажная команда Крэгга выгрузила во дворе Центрального дома художника в Москве 50 скульптур общим весом под 20 т, и мастер открыл выставку Тяжесть и нежность. Подобных персональных показов живых классиков современного искусства там больше не было.

Впрочем, куратор нынешней эрмитажной выставки Дмитрий Озерков избегает очевидной злободневности. Его интересует работа скульптора на истонченной за ХХ век границе реалистичного и абстрактного, крэгговская бесконечная вариативность форм, его поиски баланса как физического, так и метафорического, бытийного. Не случайно многие произведения Крэгга напоминают скалы, тщательно обработанные тысячелетними трудами песка и ветра.

Кроме того, в Эрмитаже принято искать исторические рифмы, но в случае с Крэггом выбор не очень богатый. Зато временной диапазон огромен — от каменных неолитических изваяний до «подборов» русских авангардистов. К ним можно добавить и готику, что было успешно опробовано в прошлом году, когда скульптуры мастера водружали на крышу Миланского собора по случаю Экспо-2015.

Много лет назад Крэгг сформулировал манифест своего творчества: «Первоначальным интересом, подвигнувшим меня к созданию образов и объектов, было — и по-прежнему остается — создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования».

Специально для Эрмитажа скульптор сам подобрал 55 своих работ из разных материалов. Самая ранняя — настенный рельеф Культурный миф Африки (1984) — собрана из пластиковых деталей и совершенно не похожа на нынешнего Крэгга. Монастырь сконструирован из отслуживших свой век круглых предметов — электрических роторов и других металлических деталей машин и механизмов. Абсолютно всеядный в виде огромных «зубов» — из белого пластика, Сосредоточение — из углеродного кевлара. Стопка прозрачного стекла слеплена из громоздящихся друг на друга стеклянных сосудов и, кажется, рассыплется от дыхания. Еще 11 стеклянных скульптур выполнены в прошлом году в Студии Беренго (Италия). А 24 рисунка Крэгга в экспозиции показывают, как он ищет и находит на бумаге будущее хрупкое равновесие в твердом материале, на котором пока еще держится мир.

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+