«Руина» останется руиной, но отреставрированной

Проект реновации / АБ "Рождественка"
Проект реновации / АБ "Рождественка"

Необходимость реставрации «Руины», надстроенной в XIX веке конюшни усадьбы Талызиных (ныне Музея архитектуры им. А.В.Щусева), давно обсуждалась. В 2015-м провели конкурс, на реализацию лучшего проекта реставрации (его подготовило архитектурное бюро «Рождественка») Министерство культуры РФ выделило 75 млн руб. «„Руина“ останется руиной, — обещает глава «Рождественки» Наринэ Тютчева, — только станет безопасной, и появится возможность нормального экспонирования. Это будет теплое здание с новой кровлей и качественным освещением. Неизменным останется „Кабинет Давида“ (мемориальный кабинет предыдущего директора музея, Давида Саркисяна. — TANR), на время стройки его фактически замуровали. И появится другой вход в одной из арок». Он ведет под своды XVIII века, в конюшню, там еще недавно была кладовка. И это не единственное новое решение. По словам директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной, «архитектурные элементы памятников, капители колонн из наших фондов будут инсталлированы в пространство „Руины“ и станут элементами постоянной экспозиции, являясь в то же время частью интерьера». Эти монументальные фрагменты хранились в филиале музея в Донском монастыре и теперь снова увидят свет. Сложность проекта в том, что, по словам Тютчевой, консервацией руин для музейного использования в России никто не занимался. «У нас есть только мемориальные руины — Брестская крепость, например. Но они музеефицированы давно и не являются обитаемыми зданиями», — поясняет она. Кроме того, степень подлинности этих законсервированных развалин вызывает вопросы, тогда как в «Руине» стараются сохранить все. «Здание разбили на квадраты, — объясняет руководитель архитектурного бюро, — и по каждому кирпичу и элементу прописали сценарий: что оставить, что заменить, укрепить, что делать со швами, раствором. Это буквально художественная штопка». Кладка здесь разного времени — реставраторы собрали коллекцию клейм от XVI до XX века. При этом и кладка, и перекрытия преподносят сюрпризы: предварительные исследования делались, когда здание функционировало, многое нельзя было вскрыть и посмотреть. Но пока что все эти проблемы решаемы, и к октябрю реставрация «Руины» должна быть завершена. 

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+