«Руина» останется руиной, но отреставрированной

Проект реновации / АБ "Рождественка"
Проект реновации / АБ "Рождественка"

Необходимость реставрации «Руины», надстроенной в XIX веке конюшни усадьбы Талызиных (ныне Музея архитектуры им. А.В.Щусева), давно обсуждалась. В 2015-м провели конкурс, на реализацию лучшего проекта реставрации (его подготовило архитектурное бюро «Рождественка») Министерство культуры РФ выделило 75 млн руб. «„Руина“ останется руиной, — обещает глава «Рождественки» Наринэ Тютчева, — только станет безопасной, и появится возможность нормального экспонирования. Это будет теплое здание с новой кровлей и качественным освещением. Неизменным останется „Кабинет Давида“ (мемориальный кабинет предыдущего директора музея, Давида Саркисяна. — TANR), на время стройки его фактически замуровали. И появится другой вход в одной из арок». Он ведет под своды XVIII века, в конюшню, там еще недавно была кладовка. И это не единственное новое решение. По словам директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной, «архитектурные элементы памятников, капители колонн из наших фондов будут инсталлированы в пространство „Руины“ и станут элементами постоянной экспозиции, являясь в то же время частью интерьера». Эти монументальные фрагменты хранились в филиале музея в Донском монастыре и теперь снова увидят свет. Сложность проекта в том, что, по словам Тютчевой, консервацией руин для музейного использования в России никто не занимался. «У нас есть только мемориальные руины — Брестская крепость, например. Но они музеефицированы давно и не являются обитаемыми зданиями», — поясняет она. Кроме того, степень подлинности этих законсервированных развалин вызывает вопросы, тогда как в «Руине» стараются сохранить все. «Здание разбили на квадраты, — объясняет руководитель архитектурного бюро, — и по каждому кирпичу и элементу прописали сценарий: что оставить, что заменить, укрепить, что делать со швами, раствором. Это буквально художественная штопка». Кладка здесь разного времени — реставраторы собрали коллекцию клейм от XVI до XX века. При этом и кладка, и перекрытия преподносят сюрпризы: предварительные исследования делались, когда здание функционировало, многое нельзя было вскрыть и посмотреть. Но пока что все эти проблемы решаемы, и к октябрю реставрация «Руины» должна быть завершена. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+