18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Четыре века обоев: картин в домах они не отменили, но потеснили точно

Выставка Faire le mur (дословно — «сделать стену») охватывает четыре века истории обоев. Из 400 тыс. образцов, что хранятся в Музее декоративного искусства Парижа, выбрали около 300 и распределили их по темам, событиям, способу производства и роли в интерьерах. Никакой хронологии.

Кто является отцом современных обоев? Если спросить французов, то они скажут: Жан-Мишель Папийон. Художник-гравировщик придумал обои печатать, положив таким образом начало промышленному производству. Раньше «домино», из которых составляли настенный рисунок, делали с помощью трафаретов или полностью вручную, как, например, китайские обои.

Исторические экземпляры попали в Музей декоративных искусств из хранилищ главных французских фабрик — Королевской мануфактуры обоев Folie Titon Жан-Батиста Ревельона в парижском предместье Сент-Антуан, той самой, с восстания на которой фактически и началась Великая французская революция. В XIX столетии, в золотой век обоев, настенные моды задавали мануфактуры Жюля Дефосса (Desfossé & Karth) и Жозефа Дюфура (Dufour & Leroy). Особенно популярными в их исполнении были панорамные обои.

В середине XIX века было принято не оставлять от стены живого места — тотальное покрытие. Но живописные пейзажи, амуры и Психеи очень скоро наскучили. В 1860-х в моду вошли обои-«обманки» — те, что притворяются колоннами, дверьми, драпировками и каминами.

В XX веке стены интерьеров становятся любимым объектом самовыражения художников. На выставке есть экземпляры за подписью пионеров ар-деко: Эмиля Жака Рульманна, кубиста Андре Маре и Леонор Фини.

К экспериментам с рисунками, по которым можно отследить историю искусства от этрусков, и мотивами — от готики к Востоку — добавляются эксперименты с материалами и текстурой. В XX веке бумагу теснят картон, кожа, ткань, металлические материалы. За современную главу выставки отвечают многопрофильные дизайнеры, как, например, Пьеро Форназетти, Жан-Шарль де Кастельбажак, Кристиан Лакруа, или специализирующиеся на интерьерах бюро (Studio Job из Антверпена, Timorous Beasties из Глазго), и в их исполнении обои уже не просто декорация, а искусство. Обои, конечно, как бы им этого ни хотелось, не отменили картины на стенах, но точно заставили их подвинуться.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
6
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+