18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Костры революции на петербургских площадях: чем украшали город Растрелли и Росси к праздникам

№40
Материал из газеты

Музей петербургского авангарда представил эскизы и фотографии оформления Северной столицы в 1918–1930-е годы

Выставка Праздничное оформление города. ­1918–1930-е годы в Музее петербургского авангарда составлена из эскизов, фотографий и открыток из фондов Музея истории Петербурга, частью которого он является. Экспозиция показывает, как художники авангарда выполняли социальный заказ только что победившей революции и как через полтора десятка лет окрепшая советская власть предпочла доверить важную работу группе дилетантов.

Натан Альтман, которому поручили создать эскизы оформления площади Урицкого (Дворцовая), напишет в своих мемуарах: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. Превратить ее в место, куда революционный народ пришел праздновать свою победу. Я не стал украшать ее. Творения Растрелли и Росси не нуждались в украшениях. Красоте императорской России я хотел противопоставить новую красоту победившего города. Не гармонии со старым я искал, а контраст ему».

Контраст составили панно рабочего в синей блузе, держащего плакат «Кто был ничем, тот станет всем», помещенный над главным входом в Зимний дворец. Огромные полотнища «Земля — трудящимся» и «Заводы — трудящимся» Альтман поместил на восточное и западное крылья Главного штаба. Трибуна для вождей находилась в центре площади, она окружала Александровскую колонну. Дизайн трибуны создавал образ огромного костра революции с рвущимся вверх пламенем.

В 1918 году между площадью Урицкого и Невским проспектом пролегала аллея молодых деревьев. Голые ветки противоречили революционному настрою — и Альтман надевает на кроны «кубы», обернутые зеленой тканью. На выставке представлены альтмановские эскизы праздничного оформления площади Урицкого к первой годовщине Октября. Аналогичную работу к первомайским праздникам 1931–1932 годов поручили объединению самодеятельных авторов ИЗОРАМ (ИЗО рабочей молодежи), которым руководил ныне забытый художник Моисей Бродский.

Эскизы ИЗОРАМа не сохранились, на выставке показаны фотографии, сделанные на площади Урицкого в праздничные дни. Историки искусства называют «изорамовцев» советскими пуристами, спорят о влиянии на них фовистов и народного искусства. В любом случае оформление площади утратило праздничность. Плакат над головой огромного рабочего, стоящего у штурвала социализма, гласит: «Либо смерть, либо догнать и перегнать». Выставку удачно дополняют малоизвестные эскизы праздничного оформления невских мостов и Марсова поля, созданные к пятой годовщине Октября дуэтом художников Варвары Раевской и Николая Рутковского. Они верили, что море огней может создать праздничное настроение в холодном и голодном Петрограде.

Музей петербургского авангарда расположен в вос­созданном деревянном доме Михаила Матюшина, поэтому показан и эскиз декоративной установки Новый быт — старый быт, созданный им вместе с учениками к 1 мая 1931 года. Стенд с историей работницы, которая освободилась от кухонного рабства и религиозных предрассудков, был установлен на Международном (Московском) проспекте.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+