18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Закупки музеев: новые правила

№40
Материал из газеты

В этом году на пополнение музейных коллекций выделено 20 млн руб. против 1 млрд в 2014 году

Мечта музейщиков, неоднократно заявлявших, что на пополнение государственного музейного фонда требуется миллиард рублей в год, сбылась в 2014 году. Тогда почти 100 музеев вне зависимости от подчинения смогли получить в свои собрания более 33 тыс. новых экспонатов, необходимость которых подтвердила Рабочая группа по вопросам приобретения предметов для пополнения Музейного фонда РФ. Однако в самом начале прошлого года министр культуры РФ Владимир Мединский заявил, что финансирование закупок в период кризиса серьезно сократится.

Как пояснили TANR в ведомстве, в результате по программе Культура России 2012–2018 в 2015 году на закупки было выделено 13 млн руб., что в пересчете на 62 федеральных музея совсем не много. В связи с этим в музеях, где не только хранят, что есть, но и дополняют коллекции концептуально необходимыми произведениями искусства, вынуждены искать новые способы приобретения работ.

Одна из самых важных тенденций — покупка художественных ценностей за счет внебюджетных средств. Самое значительное приобретение — 104 императорских ордена и медали Российской империи — в прошлом году было сделано меценатами для Музеев Московского Кремля в рамках инициированной президентом РФ кампании по возвращению проданных с аукционов в 1920–1930-х годах музейных ценностей. В ММК отмечают, что наиболее ценными из обретенных являются два экспоната: цепь ордена Белого Орла, изготовленная для церемонии коронации императора Николая I по католическому обряду на Царство Польское 12 мая 1829 года, и знак ордена Святого Андрея Первозванного из дымчатого кварца, который, вероятнее всего, предназначался для Екатерины II или ее наследника.

Собрание Третьяковской галереи за счет частных средств пополнилось эскизом Павла Кузнецова Одалиска к росписи Казанского вокзала, одним из вариантов Икара — памятника Валерию Чкалову в Пантеоне летчиков Веры Мухиной и акварельным женским портретом Василия Перова.

Опрошенные TANR музейщики отметили, что в текущей экономической ситуации становится сложнее привлекать спонсорские средства не только на закупки, но и вообще на музейные проекты, поэтому приходится придумывать новые способы коммуникаций. Так, в Третьяковской галерее предполагают «арендовать» произведения из частных коллекций на выставки и для временного показа в экспозициях (впервые результат такого сотрудничества могут представить на Крымском Валу уже в апреле), при этом стратегию пополнения музейной коллекции делают одним из приоритетных направлений в концепции развития музея. А в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина планируют открыть Клуб коллекционеров, участники которого при желании могут объединять усилия для покупки необходимых экспонатов: финансовая нагрузка снижается, а результат остается.

Практически все музеи тратят на новые экспонаты и заработанные средства. Например, Государственный музей-заповедник «Царское Село», активно участвующий в небольших зарубежных аукционах, купил на Bonhams и Drouot образцы европейского вооружения и снаряжения XVI–XVII веков для новой экспозиции павильона «Арсенал» в Александровском парке, которую планируется открыть к осени. Кроме того, за $3,5 тыс. на американском онлайн-аукционе приобрели молитвенник, принадлежавший цесаревичу Алексею.

Еще один распространенный способ пополнения собраний — дары. Сейчас это вещи не баснословной стоимости, но от того менее значимыми они не становятся: за этим следят специальные комиссии внутри музеев. Так, в фонды того же Царского Села передали две тарелки, которые дополнили предметы из так называемого Корбиевского сервиза. В 1823 году с него ели гости дня рождения великой княгини Александры Федоровны в Павловске. Жак Мозер, внучатый племянник учителя французского языка детей императора Николая II Пьера Жильяра, подарил музею-заповеднику фотокамеру, которой тот снимал императорскую семью в Царском Селе и позже в ссылке. А в Государственный исторический музей поступила небольшая статуэтка каслинского литья Мальчик, ковыряющий в носу начала 1960-х годов — дар петербургского антиквара, у которого ранее музей приобрел винт самолета времен Первой мировой войны.

Некоторые заявки на закупки за счет бюджета были утверждены в 2014 году, но выполнены только в прошлом. Среди наиболее значимых из них — картина Джованни Бальоне Явление ангела святому Иосифу, написанная около 1599 года для капеллы Санта-Кроче римской церкви Сан-Мартино аи Монти, и картина, идентифицированная ведущим научным сотрудником ГМИИ им. А.С.Пушкина Викторией Марковой как работа Гаспаре Траверси Старуха, греющая руки над жаровней. Она дополнила две парные картины этого художника Школа рукоделия и Школа мальчиков, поступившие в музей в 1924 году из собрания парфюмера Генриха Брокара. Таким образом, теперь полотен Траверси в России три, и все они находятся в Пушкинском музее.

А небольшую коллекцию работ придворного мастера Василия Садовникова в Историческом музее украсил акварельный альбом 1872 года с видами и интерьерами дачи Зинаиды Юсуповой в Царском Селе. Вещь эту в музее оценивают как уникальную за счет того, что удалось сохранить весь альбом целиком, а составляют его не только пять акварелей, но и три фотографии с авторской раскраской. К тому же в Государственном Русском музее были обнаружены эскизы и наброски к этим листам, и таким образом удалось установить их авторство. После комплексной косметической реставрации рисунки из альбома можно будет увидеть на музейной выставке весной.

Учитывая то, что в этом году на закупки музейных предметов выделено 20 млн руб., музеям придется потратить немало сил в деле пополнения собраний. На этом фоне хорошей новостью может стать упрощенный порядок включения предметов и коллекций в Музейный фонд РФ в случае принятия поправок в закон О Музейном фонде и музеях в РФ. Для этого достаточно иметь положительное заключение фондово-закупочной комиссии музея и экспертизу, подтверждающую историко-культурную ценность предмета, и с момента регистрации в учетных документах музея экспонаты считаются включенными состав Музейного фонда РФ. Сейчас проект закона находится в Государственной Думе РФ и ожидает рассмотрения в первом чтении.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+