18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Железные цветы Николая Полисского

Неделю назад на металлургическом заводе в тайваньской провинции Мяоли открылась выставка работ главного российского лендартиста Николая Полисского. TANR посетила выставку, познакомилась с тайваньскими меценатами и узнала, за что они внезапно полюбили русское искусство.

Миссис Сюзи Хо, председатель совета культурного фонда тайваньской сталепрокатной корпорации «Тон Хо Стил» — христианка и бизнес-леди, — легко сочетает английский с китайским, а возглас «аллилуйя» — с поэтическим описанием заснеженных гор — благоприятного признака в день презентации третьей художественной резиденции фонда «Тон Хо». Миссис Хо не была знакома ни с одним русским до того, как повстречала Николая Полисского. «Мама остерегала меня, говорила, что с русскими лучше дел не иметь, и я была приятно удивлена, когда познакомилась с Николаем. Он замечательный, он джентльмен». Сама Сюзи Хо интересуется современным искусством с 1970-х годов, когда она владела галереей, название которой на русский переводится как «весна». Этот опыт привел ее к идее совмещения семейного бизнеса с миром искусства.

В небольшой комнате для приемов на одном из трех предприятий, принадлежащих ее семье, миссис Хо рассказывает, что в этом году фонд в третий раз устраивает на заводе резиденцию для художников: приглашаются один тайваньский и один зарубежный автор. Николай Полисский стал первым русским художником, которого позвали участвовать в этой программе. За окном можно видеть результат — около десятка скульптур, сделанных из металла, оставшегося после производства стальных строительных балок. В основном это металлические цветы, сложенные из длинных и узких лепестков металла и наполовину утопленные в небольшом водоеме, отделяющем цеха завода от территории для гостей. Среди цветов есть и гигантская «мухоловка» из ковша экскаватора, и высокая башня из металлических лотосов-дисков с загнутыми в разные стороны лепестками — то как у растения, то как у древней свастики. С небольшого моста, переброшенного над водоемом, можно наблюдать за тем, как среди металлических скульптур плавают радужные рыбы. Николай Полисский, который провел на Тайване в этот раз почти два месяца, рассказывает, что уровень воды в пруду специально подняли, чтобы рыба могла переплыть из соседней заводи и украсить инсталляцию — это была идея директора завода.

Одной из причин того, почему обычно работающий в России и в Европе Николай Полисский заинтересовался предложением сделать что-нибудь на тайваньском заводе, был совместный труд с рабочими, которые стали непосредственными исполнителями его идей. Создателю артели из жителей деревни Никола-Ленивец это показалось интересным опытом. Проект начался с отбора подходящих материалов. По словам Полисского, он переживал насчет замысла, потому что не был уверен в том, что ему удастся подобрать подходящие детали, ведь в его случае, получится работа или нет, зависит именно от материала, а не наоборот. Все сложилось, когда он увидел на свалке обрезки стальных балок, которые немного сплющивались и закруглялись к концам. Лотосы и свастики — сложно представить себе более подходящие символы для острова Тайвань, где даосские храмы и огромные скульптуры святых встречаются вдоль дорог так же часто, как заводы по сборке электронных приборов.

По условиям программы резиденции художник должен оставить фонду лишь одну скульптуру, с остальными он может поступать по своему усмотрению. Николай Полисский, не раздумывая, оставил все фонду — это более 30 тонн металла. Не исключено, что скульптуры захочет купить кто-то из местных коллекционеров: на Тайване с уважением относятся к монументальному искусству.

«Это рай для художника, здесь все устроено так, чтобы было приятно работать», — Николай Полисский еле успевает позировать для фотографий и пожимать руки. На двух автобусах из Тайбэя на презентацию пожаловали гости, среди которых главный художественный критик из местного университета, ректор университета и профессор Лю, который читает там курс современной скульптуры. С Полисским многие из них знакомы по Фестивалю железной скульптуры 2014 года в Каошонге, портовом городе на юге Тайваня, где Николай сделал объект из огромного мотка якорной цепи.

По словам работников фонда «Тон Хо», пребывание одного художника в резиденции обходится примерно в 2,5 млн новых тайваньских долларов в год — это около 5 млн руб. по нынешнему курсу. Выгоды резиденция не приносит, это личный вклад миссис Сюзи Хо в тайваньскую культуру и в образование рабочих. «Сначала они стеснялись, но на третий год им понравилось заниматься искусством», — рассказывает она.

В ближайших планах — создание общественного парка, где будет выставлена скульптура из собрания фонда. Там ее сможет увидеть больше людей, чем на режимной территории действующего завода.

Второй участник резиденции на заводе «Тон Хо» тайванец Вен Чжи Ванг сделал свои скульптуры из «грязного» металла, который остается на дне сталеварных чанов. Его работы рассчитаны на прямое взаимодействие со зрителем: в них можно садиться и заходить внутрь, чем поспешили воспользоваться почетные гости. В отличие от Полисского, который привык работать в крупной, почти архитектурной форме, Вен Чжи Ванг — более классический скульптор, придающий большое значение фактуре.

Вообще, судя по тем произведениям, которые фонд сохранил от прошлых резиденций, скульптура человеческого масштаба, желательно антропоморфная, находит наибольший отклик в сердцах тайваньцев. Что касается стиля, то они ценят абстрактное искусство, как у британца Филиппа Кинга, ученика Генри Мура. Филипп Кинг был гостем первой художественной резиденции.

Любовь к академизму — еще одна черта тайваньской художественной сцены. Филипп Кинг не самый популярный в мире автор, зато он был президентом Королевской академии в Лондоне. Выбор Николая Полисского стал некоторым отклонением от выбранного курса, ведь академиком его никак не назвать. «Скажите, а Николай — известный в России художник?» — шепотом спросила в такси работница фонда и очень обрадовалась, получив положительный ответ. К тому же скоро он станет и одним из самых известных художников на Тайване: на открытии выставки по итогам резиденции выяснилось, что Николай Полисский получит еще одно приглашение — поучаствовать в местном фестивале.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
6
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
7
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+