XX век закончился без нас

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

Одна из наиболее авторитетных и монументальных историй искусства XX века впервые издана на русском языке Музеем современного искусства «Гараж» и издательством «Ад Маргинем Пресс». В ней есть русский авангард и даже советский соцреализм, но совершенно отсутствуют актуальные российские художники. Зато можно составить практически полное представление об этапах и логике западного арт-процесса

Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Х.Фостер, Р.Краусс, И.-А.Буа и др. М: Ad Marginem, 2015.
Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Х.Фостер, Р.Краусс, И.-А.Буа и др. М: Ad Marginem, 2015.

Книга Искусство с 1900 года авангардна по форме: в ней сочетаются один из древних способов рассказывать историю, то есть летопись, и один из самых современных — гипертекст. События — а под ними подразумеваются отдельные работы, выставки, манифесты (в том числе постановления партии и правительства, если речь об СССР), сочинения критиков и философов, — расписаны по годам.

Но, идя по ссылкам, которые есть на каждой странице, из хроники можно самостоятельно составить и более узкую историю, скажем, абстракции или объекта. Заглавное событие для каждой годовой главки выбрано с тем, чтобы вывести читателя на дискурсивное глубоководье.

Так, выставка Андреаса Гурски в MoMA, отмечающая 2001 год, становится отправной точкой для рассуждения о том, как со сменой аналоговых технологий на цифровые фотография расстается с мифологией документальности, сближаясь с живописью, от которой когда-то отмежевывалась, а в рассказ включены Джефф Уолл, Сэм Тейлор-Вуд и Джеймс Коулмэн.

Разумеется, авангардно и содержание. Все авторы — Розалинд Краусс, Хэл Фостер, Ив-Ален Буа, Бенджамин Бухло и Дэвид Джослит, присоединившийся к компании во втором, расширенном издании, с которого сделан почти безупречный русский перевод под редакцией Андрея Фоменко и Алексея Шестакова, — составляют редакционный костяк журнала October, названного в честь эйзенштейновского Октября и предназначенного для того, чтобы революционизировать критику современного искусства и (классическое) искусствознание. Символ их веры излагается в четырех вводных статьях по методологии и теоретическим подходам: психоанализ (Фостер), социальная история искусства (Бухло), формализм и структурализм (Буа), постструктурализм и деконструкция (Краусс).

Теории и методы обсуждаются авторами и в формате двух круглых столов, завершающих каждую из обеих частей книги (1900–1945 и 1945–2010), но методологических противоречий в коллективе нет: он связан общей идеологической установкой на неомарксистскую критику капитализма: искусство постоянно попадает под подозрение в работе на рынок, в скрытом консерватизме и буржуазности, в предательстве идеалов модернизма.

Характерно, что XX век в этой версии начинается с выхода Толкования сновидений Зигмунда Фрейда, увязанного с эдиповым бунтом венского Сецессиона, Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки. Конструктивной основой истории искусства здесь всегда служит интеллектуальная история — в соответствии с тезисом Джозефа Кошута «искусство после философии». Поэтому, например, художника Кристиана Болтански в книге нет, а его брат социолог Люк Болтански есть.

Неудивительно, что число упомянутых в книге русских и советских художников едва ли не меньше числа упомянутых мыслителей и пропагандистов в диапазоне от Романа Якобсона, Виктора Шкловского, Михаила Бахтина, Александра Богданова, Бориса Арватова и Осипа Брика до Георгия Плеханова, Льва Троцкого, Анатолия Луначарского, Максима Горького и Андрея Жданова. Вернее, это, скорее, удивительно, ведь Искусство с 1900 года — программно американский взгляд на историю искусства, ограниченный не только идеологическими предубеждениями, но и языковыми барьерами, в прямом и фигуральном смыслах, хотя двое из авторов — работающие в США француз и немец.

Этот взгляд скептически останавливается на Йозефе Бойсе, диагностируя у него национальную ограниченность и иронически отмечая его вклад в культуру «общества спектакля», и уж совсем равнодушно скользит по работам Ансельма Кифера, рассматривая их как симптом «примирения с публикой, то есть с рынком» (Фостер) или как консервативную попытку возродить «историческую подлинность» живописи (Бухло).

Стоит ли удивляться, что русское и советское искусство попадает в поле зрения авторов только до 1934 года, отмеченного достопамятным выступлением товарища Жданова на I Всесоюзном съезде советских писателей, а далее лишь эпизодически. Сталинский соцреализм рифмуется с нацистским неоклассицизмом на Всемирной выставке 1937-го в Париже — в интерпретации искусства сталинизма Фостер опирается на книгу Игоря Голомштока, походя отчитывая Бориса Гройса за легкомысленность.

Русский авангард, воскресший в книге Камиллы Грей Великий эксперимент (1962), оказывает влияние на американских минималистов. Всё. Никто из героев советского нонконформизма и постсоветской современности не привлекает внимания американских летописцев. Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Александр Бренер — их имен мы не найдем, как не найдем никого из республик бывшего СССР и стран Варшавского договора. Словно бы бывший второй мир исчез, не оставив по себе ни следа в истории искусства. Искусства после философии, живую связь с которой советское искусствознание как раз и утратило в 1930‑е, подменив теорию, методы и идеи идейно выдержанным пустословием и сделавшись сугубо описательной дисциплиной.

Самое читаемое:
1
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
Оба проекта будут значительно отличаться от своих парижских версий. Москва сконцентрируется на драматическом пути Ивана Морозова как коллекционера, а Санкт-Петербург — на воссоздании развески такой, какой она была в особняке Сергея Щукина
26.05.2022
Финальный аккорд выставочного тура: в ГМИИ покажут Морозовых, а в Эрмитаже — Щукина
2
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
Комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства в скором времени заступит на пост программного директора Фонда V–A–C и московского Дома культуры «ГЭС-2». Пока что она сохранит и свою прежнюю позицию
26.05.2022
Алиса Прудникова станет программным директором V–A–C и «ГЭС-2»
7
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+