18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Барби и Кены эпохи Просвещения

№39
Материал из газеты

Удивительный кукольный город, созданный тюрингской герцогиней, оказался трехмерной биографией придворной жизни. Отныне остатки этого детально выстроенного комплекса можно не только увидеть, но и проанализировать

Словосочетание mon plaisir (фр. «мое удовольствие») рисует в воображении роскошь придворной жизни XVIII века. В замечательной книге Аннетт Каролин Кремер рассказывается об одной из самых необычных в Священной Римской империи коллекций. Не удовольствовавшись большими кукольными домиками, что были в моде на рубеже XVII–XVIII столетий, Августа Доротея фон Шварцбург (1666–1751) создала целый город с 2 тыс. кукол, рассаженных по разнообразным интерьерам, иллюстрирующим самые разные стороны жизни маленького тюрингского двора.

Велик соблазн отнести Августу Доротею всего лишь к расточительным представительницам мелкой аристократии, в распоряжении которой после смерти мужа в 1716 году оказалось слишком много свободного времени. Однако это неверно.
Во-первых, ее муж граф Антон Гюнтер II фон Шварцбург-Зондерсхаузен цу Арнштадт (1653–1716) был представителем весьма энергичной и прославленной Тюрингской династии, а в 1697 году получил княжеский титул. Его супруга, именовавшаяся герцогиней Августой Доротеей, была дочерью влиятельного северогерманского князя и известного коллекционера герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1633–1714).

Во-вторых, работу Августа Доротея начала еще в 1690 году, продолжая до конца своей жизни. Да и затраты на увлечение были весьма скромными по сравнению с 200 тыс. рейхсталеров, потраченных ее супругом на коллекцию монет, перед своим банкротством. Постоянной нехваткой средств Августа Доротея обязана даже не расточительности мужа, но отказом его брата выделить полагавшуюся ей часть наследства после смерти Антона Гюнтера. В 1751 году Mon Plaisir оцененили всего в 600 рейхсталеров.

Большую часть работы (изготовление одежды, сборку кукол) герцогиня выполнила сама. Туловищами кукол, шкафами и отделкой комнат занимались придворные мастера. Тончайшие кукольные головы из воска делали монахи-капуцины, а сцены монастырской жизни — сестры из одного эрфуртского монастыря. Сервизы и предметы интерьера заказывали на местных фарфоровой и фаянсовой фабриках.

Несмотря на то что ни каталогов, ни гравюр, изображающих коллекцию, не сохранилось, Аннетт Каролин Кремер удалось реконструировать расположение ее многочисленных составляющих и элементов декора.

Исследовательница предполагает, что Mon Plaisir служил для Августы Доротеи способом описания собственной жизни, своеобразной зашифрованной трехмерной автобиографией. А в числе тех, кого она вдохновила, был Фредерик, принц Уэльский, который, как рассказывает Гораций Уолпол, принял решение построить «детский домик» в Кью именно после визита к «вдовствующей герцогине Брауншвейгской», где «он пришел в восторг от ее идеи воспроизвести в миниатюре придворную жизнь».

Однако после смерти Августы Доротеи коллекцию забыли. В 1765 году замок Аугустенбург продали под снос; Mon Plaisir отдали в приют и вернули лишь в 1881 году. Сегодня от нее осталась 391 кукла и около 2 тыс. миниатюрных предметов, распределенных по 80 комнатам в 26 деревянных ящиках. Коллекция выставлена в замке Арнштадт, где теперь можно составить живое впечатление об этом потрясающем труде всей жизни герцогини Августы Доротеи. 

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+