18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Целый полк амазонок авангарда. Впервые показывают вместе всех экспоненток легендарной берлинской галереи

№39
Материал из газеты

Около 300 произведений 18 очень известных и почти забытых художниц, выставлявшихся в галерее «Штурм»

Для своего проекта куратор выставки Ингрид Пфайффер выбрала 18 художниц, в начале прошлого века выставлявшихся в легендарной берлинской галерее «Штурм», основанной в 1912 году арт-дилером и издателем Гервартом Вальденом (1878–1941). Свое название галерея получила от основанного Вальденом двумя годами раньше журнала Der Sturm («Буря»), пропагандировавшего в Германии новейшие веяния в литературе и искусстве. «Вальден был уникальной фигурой среди арт-дилеров своего времени. Он продвигал с одинаковой энергией и мужчин-художников (Кандинского, Клее, Кокошку, Шагала, художников „Синего всадника“, итальянских футуристов и дадаистов), и женщин, игнорируя бытующие тогда предрассудки относительно последних. Им, как правило, отказывали в оригинальности и креативности. «Для Вальдена же единственным критерием оценки художника были его произведения, что отличало владельца „Штурма“ от большинства его друзей-галеристов, таких, например, как Пауль Кассирер, Альфред Флехтхайм, Вольфганг Гурлитт», — говорит Пфайффер. Галерея «Штурм» просуществовала до 1924 года, журнал — до 1932-го. Когда же к власти пришли нацисты, Вальден, еврей по происхождению, вынужден был эмигрировать. Он приехал в СССР, где вскоре был арестован и скончался в 1941 году в саратовской тюрьме.

Всего в экспозиции 280 работ (живопись, скульптура, графика, сценография), распределенных по отдельным залам (каждой художнице — свое пространство). Получилась развернутая панорама авангарда начала XX века – от экспрессионизма, кубизма, футуризма до «новой вещественности». Многие художницы, такие как Габриеле Мюнтер, Марианна Веревкина, Наталия Гончарова и Александра Экстер, давно взошли на золотой олимп авангарда. Другим же, таким, например, как Якоба фон Хемскерк (1876–1923), Хелена Грюнхофф (1880–?) или Мария Уден (1892–1918) повезло меньше — их сегодня знает лишь узкий круг специалистов.

Либо же они забыты вовсе, как Лавиния Шульц (1896–1924) — одна из немногих тогда художниц, учившаяся в Академии художеств и часто выступавшая с хореографическими номерами-перформансами (она их называла Maskentänze) в своих авторских масках и костюмах на театральных вечерах в «Штурме». Шульц рано ушла из жизни (в 28 лет), и про нее забыли. Казалось, что навсегда, пока в конце 1980-х на чердаке Музея искусства и ремесел в Гамбурге случайно не обнаружили около 20 ее авторских масок и костюмов. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+