18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Между линией партии и нонконформизмом

На выставке «Другой ЛОСХ», открывшейся в Молодежном центре Эрмитажа 4 декабря, показаны произведения из двух частных коллекций — Николая Кононихина и Анны и Леонида Франц. Может быть, для части аудитории Молодежного центра уже необходимо не только расшифровывать аббревиатуру ЛОСХ (Ленинградское отделение Союза художников), но и подробно объяснять, чем являлась эта организация, но на вернисаж собрались преимущественно те, кому такие пояснения не требуются.

Интерес собирателей ограничен вынесенными в подзаголовок 1960–1980-ми годами. Тогда внутри Союза художников сложились не только неформальные группы, как круг учеников и последователей Павла Кондратьева, но и совместно действовавшие объединения — самым известным стала «Группа одиннадцати» с участием Завена Аршакуни, Валерия Ватенина и Виталия Тюленева. В завершающие советские десятилетия, когда лозунг «Наша цель — коммунизм» сменился призывами к построению развитого социализма, который постоянно удалялся, подобно линии горизонта, внутри официальных творческих организаций находилось достаточное количество ниш — ими и воспользовались художники, не готовые вступить на путь нонконформизма.

Именно такой нишей была секция графики ЛОСХ и основанная при ней в 1933 году литографская мастерская, где работали показанные на выставке Борис Ермолаев, Анатолий Каплан, Герта Неменова, прежде входившие в известные ленинградские художественные объединения «Круг художников» или «Четыре искусства». К графической секции принадлежали и ученик Павла Филонова Павел Кондратьев, и создавший собственную теорию «чашекупольного пространства» ученик Казимира Малевича Владимир Стерлигов. Вокруг них сложились полноценные школы, и влияние этих художников было так велико, что распространяется по сей день. В двух представленных коллекциях много живописных работ, отмеченных влиянием Александра Осмеркина: в 1932–1947 годах в Академии художеств из его мастерской вышли Иван Годлевский, Виктор Тетерин, Евгения Байкова, чьи произведения также есть на выставке.

На этикетках под фамилией автора и в каталоге выставки обязательно указано, с какого года художник состоял в ЛОСХе, однако нужно иметь в виду различия между 1934 годом, когда в новый союз входили недавние члены расформированных творческих организаций, послевоенным 1947-м в контексте ленинградских репрессивных кампаний и оттепельным началом 1960-х. В целом экспозиция складывается в один из интереснейших эпизодов русского искусства прошлого века, который еще должен быть написан — как с точки зрения социологической и экономической критики искусства, так и с позиций формального искусствознания. Пока что работы этих художников, присутствующие равно в частных коллекциях и государственных музеях, выглядят и воспринимаются отдельно — как друг от друга, так и от большого политического контекста недавней русской истории.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
7
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Выставка в Доме русского зарубежья знакомит публику с незаслуженно забытым автором, в биографии которого были Петербург-Петроград, Харбин, Париж, Монако — и Саратов, где вернувшийся из эмиграции Гущин стал культовой для молодых художников фигурой
10.06.2025
Николай Гущин: мистический пришелец в советском Саратове
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+