18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Где зарыта обезьянка

Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой,1945 г. Фрагмент. © Museo Dolores Olmed
Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой,1945 г. Фрагмент. © Museo Dolores Olmed

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. Это может быть прославленный шедевр или неизвестный публике предмет из запасников, отреставрированная или недавно приобретенная вещь. Равно как и мировой шедевр, привезенный в рамках проекта «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». На сей раз в этом качестве выступает «Автопортрет с обезьянкой» Фриды Кало, привезенный из мексиканского Музея Долорес Ольмедо, который будет экспонироваться в Эрмитаже до 10 января. Об истории этого портрета рассказывает заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.


Фрида Кало — важнейшее имя для мировой истории искусства, она практически неизвестна у нас в оригиналах. Мы привезли ее Автопортрет с обезьянкой из мексиканского Музея Долорес Ольмедо и показываем его в формате Шедевры музеев мира в Эрмитаже: это всегда одна картина, но ключевая для творчества художника. Фриде предшествовали Любовное письмо Вермеера из Рейксмузеума, вашингтонская Венера перед зеркалом Тициана, Менип и Эзоп Веласкеса из Прадо, Темпеста Джорджоне. Включение в этот ряд помещает Кало в сферу истории великого и сложного мирового искусства. Заставляет увидеть в ней не просто курьез мексиканской «женщины-художницы», но большого мастера смыслов и пластических форм.

В этом небольшом холсте 1945 года, висящем сейчас по соседству с галереей портретов российских императоров и членов царской фамилии, вся суть ее творчества. Восемь лет назад его поместили на почтовую марку, выпущенную в Мексике.

Жанр автопортрета бесконечно важен для Фриды. Рассматривая свое некрасивое лицо, со сросшимися бровями и пронзительным взглядом, она открывает в себе и вокруг всё новые черты и ключевые детали. Ее окружают домашние любимцы, наполнявшие бездетный досуг: собачка Сеньор Ксолотль и обезьянка Фуланг Чанг, или Чангито. Вместе с Фридой они пристально смотрят на зрителя. За спиной видна фигура древнего божка из коллекции Диего Риверы. Магический мир божеств, в центре которого царит Фрида, — мир ее хрупкого покоя, бережно опоясанный охранной желтой лентой. Но это и образ равновесия как такового, сотканного из глубоко личных деталей и способного в любой момент разрушиться, будь то в 1945-м или в 2015-м.

Долгожданное открытие Фриды в России симптоматично: она всегда в каком-то смысле стремилась сюда. Она была влюблена в Троцкого, долгое время жившего в ее доме. Чтобы стать частью революционной истории своей страны, «ровесницей мексиканской революции», она изменила дату рождения с 1907-го на 1910-й. Именно Советская Россия для нее важнейший миф — она хотела, чтобы в этой великой стране хранилась ее главная картина Раненый стол (1940), дело и образ всей ее жизни. Исследователи творчества художницы выяснили, что полотно было передано ею в посольство СССР в Мексике, откуда отправлено в Москву. Что было дальше — не ясно. Работа выставлена не была, послевоенный политический климат изменился, а Фрида умерла. Следы Раненого стола потерялись, картина считается утраченной.

Творчество Кало получило новый вес на волне постмодернизма с его тягой к перверсиям. Когда пару лет назад в Эрмитаже оценивали возможность выставки ее работ, выяснилось, что среди знатоков паника: на рынке выявлены сотни подделок. Случился скандал с монографической выставкой в Мартин-Гропиус-Бау, где прямо с экспозиции сняли работы, признанные подделками. Мы отложили показ Фриды до разрешения всех проблем. Теперь Эрмитаж показывает одно из ее бесспорных полотен.

Фрида и сегодня не менее интересна, чем в поэтические годы постмодерна, искавшего новых героев. На фоне вновь открытой Луиз Буржуа и мифических «амазонок авангарда» она остается недопонятой, замкнутой в своей локальной истории. Мы пытаемся опровергнуть это мнение, заново открывая эту фигуру в России, где Фрида не издана, не изучена, не понята. Помещение ее работы в контекст старых мастеров задает новый вектор, который приведет однажды к показу здесь ее большой ретроспективы. Убежден, что российский контекст позволит сделать в ее творчестве немало новых, головокружительных открытий.

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+