Где зарыта обезьянка

Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой,1945 г. Фрагмент. © Museo Dolores Olmed
Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой,1945 г. Фрагмент. © Museo Dolores Olmed

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. Это может быть прославленный шедевр или неизвестный публике предмет из запасников, отреставрированная или недавно приобретенная вещь. Равно как и мировой шедевр, привезенный в рамках проекта «Шедевры музеев мира в Эрмитаже». На сей раз в этом качестве выступает «Автопортрет с обезьянкой» Фриды Кало, привезенный из мексиканского Музея Долорес Ольмедо, который будет экспонироваться в Эрмитаже до 10 января. Об истории этого портрета рассказывает заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа Дмитрий Озерков.


Фрида Кало — важнейшее имя для мировой истории искусства, она практически неизвестна у нас в оригиналах. Мы привезли ее Автопортрет с обезьянкой из мексиканского Музея Долорес Ольмедо и показываем его в формате Шедевры музеев мира в Эрмитаже: это всегда одна картина, но ключевая для творчества художника. Фриде предшествовали Любовное письмо Вермеера из Рейксмузеума, вашингтонская Венера перед зеркалом Тициана, Менип и Эзоп Веласкеса из Прадо, Темпеста Джорджоне. Включение в этот ряд помещает Кало в сферу истории великого и сложного мирового искусства. Заставляет увидеть в ней не просто курьез мексиканской «женщины-художницы», но большого мастера смыслов и пластических форм.

В этом небольшом холсте 1945 года, висящем сейчас по соседству с галереей портретов российских императоров и членов царской фамилии, вся суть ее творчества. Восемь лет назад его поместили на почтовую марку, выпущенную в Мексике.

Жанр автопортрета бесконечно важен для Фриды. Рассматривая свое некрасивое лицо, со сросшимися бровями и пронзительным взглядом, она открывает в себе и вокруг всё новые черты и ключевые детали. Ее окружают домашние любимцы, наполнявшие бездетный досуг: собачка Сеньор Ксолотль и обезьянка Фуланг Чанг, или Чангито. Вместе с Фридой они пристально смотрят на зрителя. За спиной видна фигура древнего божка из коллекции Диего Риверы. Магический мир божеств, в центре которого царит Фрида, — мир ее хрупкого покоя, бережно опоясанный охранной желтой лентой. Но это и образ равновесия как такового, сотканного из глубоко личных деталей и способного в любой момент разрушиться, будь то в 1945-м или в 2015-м.

Долгожданное открытие Фриды в России симптоматично: она всегда в каком-то смысле стремилась сюда. Она была влюблена в Троцкого, долгое время жившего в ее доме. Чтобы стать частью революционной истории своей страны, «ровесницей мексиканской революции», она изменила дату рождения с 1907-го на 1910-й. Именно Советская Россия для нее важнейший миф — она хотела, чтобы в этой великой стране хранилась ее главная картина Раненый стол (1940), дело и образ всей ее жизни. Исследователи творчества художницы выяснили, что полотно было передано ею в посольство СССР в Мексике, откуда отправлено в Москву. Что было дальше — не ясно. Работа выставлена не была, послевоенный политический климат изменился, а Фрида умерла. Следы Раненого стола потерялись, картина считается утраченной.

Творчество Кало получило новый вес на волне постмодернизма с его тягой к перверсиям. Когда пару лет назад в Эрмитаже оценивали возможность выставки ее работ, выяснилось, что среди знатоков паника: на рынке выявлены сотни подделок. Случился скандал с монографической выставкой в Мартин-Гропиус-Бау, где прямо с экспозиции сняли работы, признанные подделками. Мы отложили показ Фриды до разрешения всех проблем. Теперь Эрмитаж показывает одно из ее бесспорных полотен.

Фрида и сегодня не менее интересна, чем в поэтические годы постмодерна, искавшего новых героев. На фоне вновь открытой Луиз Буржуа и мифических «амазонок авангарда» она остается недопонятой, замкнутой в своей локальной истории. Мы пытаемся опровергнуть это мнение, заново открывая эту фигуру в России, где Фрида не издана, не изучена, не понята. Помещение ее работы в контекст старых мастеров задает новый вектор, который приведет однажды к показу здесь ее большой ретроспективы. Убежден, что российский контекст позволит сделать в ее творчестве немало новых, головокружительных открытий.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+