Куликовская битва в стиле русского постмодернизма

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

На Куликовом поле рядом с деревней Маховое закончено строительство музейного комплекса, который откроется в сентябре 2016 года

Стилистически проект связан с курганом на реке Смолке, в котором, по преданию, похоронены павшие в битве русские воины / Музей-заповедник «Куликово поле »
Стилистически проект связан с курганом на реке Смолке, в котором, по преданию, похоронены павшие в битве русские воины / Музей-заповедник «Куликово поле »

«Поле Куликовой битвы» — так называется новый мемориальный объект, ставший очередным этапом музеефикации места Мамаева побоища. Здесь, в долине трех рек — Дона, Непрядвы и Красивой Мечи — 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) 1380 года воины Дмитрия Донского победили войско Золотой Орды.

Процесс мемориализации памяти о битве начался давно. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», объединяющий несколько музеев, — один из крупнейших музейных комплексов России. Его территория — 7,5 тыс. га. Помимо самого поля битвы, сюда входит шесть особо охраняемых природных территорий и геоботанических памятников, мемориальные комплексы в селе Монастырщино и на Красном холме, а также 28 археологических и исторических объектов. Работают четыре постоянные экспозиции: две — в Туле (артефакты из раскопок в музее «Тульские древности» и интерактивная экспозиция «Секреты тульских мастеров»), еще две — в поселке Епифань («В гости к купцу Байбакову» — реконструированное купеческое жилище) и в селе Монастырщино, где, собственно, и существовал до сих пор единственный мемориал битвы. Был еще филиал областного краеведческого музея в соборе Сергия Радонежского, построенном на Куликовом поле Алексеем Щусевым, — до тех пор, пока здание не вернули Русской православной церкви.

Проект нового комплекса, самого близкого к месту битвы объекта, сделал архитектор Сергей Гнедовский. Как сообщает сайт музея, комплекс «выполнен в стиле русского постмодернизма».

«При строительстве нового здания в зоне охраны достопримечательного места стояла задача максимально сохранить ландшафт. И конечно, поскольку речь идет о военно-историческом мемориале, он должен был выглядеть достаточно брутальным», — расшифровывает это определение заместитель директора комплекса Ирина Кирюхина.

Так или иначе, обе цели были достигнуты. Главное здание скрыто внутри холма-кургана, входы вырастают из-под земли, как дзоты или средневековые оборонительные укрепления. Эту иллюзию создают наклонные крыши, укрытые дерном с травой. Материалы — белый камень, беленый кирпич, трава. Оставаясь весьма брутальным, если не сказать помпезным, сооружением, музей тем не менее визуально не нарушает природный рельеф: здесь нет явных вертикальных доминант.

Курган — это и напоминание о древних могильниках, и отсыл к кургану на реке Смолке, в котором, по легенде, погребены погибшие в Мамаевом побоище. Если стоять лицом ко входу в музей, слева располагается выставочное пространство (300 кв. м), справа — постоянная экспозиция (2 тыс. кв. м), которая, в свою очередь, делится на два блока. Первый, находящийся на уровне земли, представит историю Куликовской битвы, отображенную в искусстве и литературе начиная с летописей и преданий. На минус первом уровне можно будет познакомиться с научными изысканиями на эту тему: на уровне знаний XXI века, с изложением работ историков, археологов, почвоведов — все, что известно на сегодняшний день. «Представления ученых в чем-то отличаются от данных летописных источников, — продолжает Ирина Кирюхина, — например, о количестве участников битвы, что вполне объяснимо. И это противоречие сохранится в экспозиции».

Кроме перечисленного, в музее будет отдельная экспозиция для детей. А на территории заповедника уже создана вся необходимая инфраструктура: гостевые дома, парковки, сувенирные магазины, площадки для активного отдыха, кафе. Это полноценный туристический объект. Сотрудники нового музея не комментируют его итоговую стоимость, однако в 2011 году, когда проект был принят к реализации, по официальным данным, его оценивали в более чем 1,1 млрд руб., и средства были выделены из федерального бюджета.

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+