Куликовская битва в стиле русского постмодернизма

№39, декабрь 2015 — январь 2016
№39
Материал из газеты

На Куликовом поле рядом с деревней Маховое закончено строительство музейного комплекса, который откроется в сентябре 2016 года

Стилистически проект связан с курганом на реке Смолке, в котором, по преданию, похоронены павшие в битве русские воины / Музей-заповедник «Куликово поле »
Стилистически проект связан с курганом на реке Смолке, в котором, по преданию, похоронены павшие в битве русские воины / Музей-заповедник «Куликово поле »

«Поле Куликовой битвы» — так называется новый мемориальный объект, ставший очередным этапом музеефикации места Мамаева побоища. Здесь, в долине трех рек — Дона, Непрядвы и Красивой Мечи — 21 сентября (8 сентября по юлианскому календарю) 1380 года воины Дмитрия Донского победили войско Золотой Орды.

Процесс мемориализации памяти о битве начался давно. Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле», объединяющий несколько музеев, — один из крупнейших музейных комплексов России. Его территория — 7,5 тыс. га. Помимо самого поля битвы, сюда входит шесть особо охраняемых природных территорий и геоботанических памятников, мемориальные комплексы в селе Монастырщино и на Красном холме, а также 28 археологических и исторических объектов. Работают четыре постоянные экспозиции: две — в Туле (артефакты из раскопок в музее «Тульские древности» и интерактивная экспозиция «Секреты тульских мастеров»), еще две — в поселке Епифань («В гости к купцу Байбакову» — реконструированное купеческое жилище) и в селе Монастырщино, где, собственно, и существовал до сих пор единственный мемориал битвы. Был еще филиал областного краеведческого музея в соборе Сергия Радонежского, построенном на Куликовом поле Алексеем Щусевым, — до тех пор, пока здание не вернули Русской православной церкви.

Проект нового комплекса, самого близкого к месту битвы объекта, сделал архитектор Сергей Гнедовский. Как сообщает сайт музея, комплекс «выполнен в стиле русского постмодернизма».

«При строительстве нового здания в зоне охраны достопримечательного места стояла задача максимально сохранить ландшафт. И конечно, поскольку речь идет о военно-историческом мемориале, он должен был выглядеть достаточно брутальным», — расшифровывает это определение заместитель директора комплекса Ирина Кирюхина.

Так или иначе, обе цели были достигнуты. Главное здание скрыто внутри холма-кургана, входы вырастают из-под земли, как дзоты или средневековые оборонительные укрепления. Эту иллюзию создают наклонные крыши, укрытые дерном с травой. Материалы — белый камень, беленый кирпич, трава. Оставаясь весьма брутальным, если не сказать помпезным, сооружением, музей тем не менее визуально не нарушает природный рельеф: здесь нет явных вертикальных доминант.

Курган — это и напоминание о древних могильниках, и отсыл к кургану на реке Смолке, в котором, по легенде, погребены погибшие в Мамаевом побоище. Если стоять лицом ко входу в музей, слева располагается выставочное пространство (300 кв. м), справа — постоянная экспозиция (2 тыс. кв. м), которая, в свою очередь, делится на два блока. Первый, находящийся на уровне земли, представит историю Куликовской битвы, отображенную в искусстве и литературе начиная с летописей и преданий. На минус первом уровне можно будет познакомиться с научными изысканиями на эту тему: на уровне знаний XXI века, с изложением работ историков, археологов, почвоведов — все, что известно на сегодняшний день. «Представления ученых в чем-то отличаются от данных летописных источников, — продолжает Ирина Кирюхина, — например, о количестве участников битвы, что вполне объяснимо. И это противоречие сохранится в экспозиции».

Кроме перечисленного, в музее будет отдельная экспозиция для детей. А на территории заповедника уже создана вся необходимая инфраструктура: гостевые дома, парковки, сувенирные магазины, площадки для активного отдыха, кафе. Это полноценный туристический объект. Сотрудники нового музея не комментируют его итоговую стоимость, однако в 2011 году, когда проект был принят к реализации, по официальным данным, его оценивали в более чем 1,1 млрд руб., и средства были выделены из федерального бюджета.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
6
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
7
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Фонд V–A–C установил еще одну скульптуру в прилегающем к Дому культуры «ГЭС-2» пространстве. На сей раз это части бронзового ствола
20.08.2021
Ствол Пеноне разместили по соседству с глиной Фишера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+