Выставка «Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII — начало XX века» посвящена большому стилевому явлению в западноевропейском и русском искусстве — «шинуазри» (от французского chinois — «китайский»). Оно возникло в конце XVII века как мода на китайский фарфор и разные поделки из Поднебесной. Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме, дворцы и павильоны в Царском Селе и Петергофе стали наполняться дальневосточными изделиями из бронзы, резной кости, лаками и фарфором. Затем в XVIII веке предметы в стиле «шинуазри» в большом количестве стали производить на мануфактурах Западной Европы и России. Второй всплеск моды на китайское случился в середине XIX века, чтобы после окончательно сойти на нет. В Государственном музее-заповеднике «Царицыно» на выставке собрано более 600 экспонатов из 13 музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Благо в российских музеях сегодня хранятся обширнейшие коллекции из богатейших частных собраний XIX — начала ХХ века. До 3 апреля.
Выставка «птиЦЫ и ЦЫфры», открывшаяся в Московском музее современного искусства, — составная часть фестиваля «Мир и остальное», приуроченного к 130-летию со дня рождения Велимира Хлебникова. Причем юбилей поэта отмечают не только выставками, но и авангардными спектаклями и концертами. В основе же этой выставки — графика современных художников из Москвы и Петербурга — работы-посвящения великому поэту. Поэзия Хлебникова вдохновляла не одно поколение российских художников. В 1920-е им был увлечен Петр Митурич — инсталляцию художника «Пространственная графика», реконструированную его сыном Маем Митуричем, можно увидеть на выставке. У Ольги Флоренской Хлебников — русский дервиш, у Александра Джикии — поэт, «повелитель птиц», сам превращающийся в птицу, ведя за собой стаю сказочных пернатых. Отдельно представлены книги Хлебникова, проиллюстрированные первыми именами русского авангарда, такими как Казимир Малевич, Наталия Гончарова, Владимир Татлин и Михаил Ларионов. До 17 января.
За Львом Табенкиным прочно закрепилось определение «молодой художник 1980-х», хотя ему сегодня уже 63 года. Тем не менее это определение дает зрителю отправную точку для понимания его живописи, вобравшей в себя много от предшествовавших поколений, в первую очередь от «сурового стиля» 1960-х, в том числе от «суровостилевца» Ильи Табенкина, отца художника. Те же депрессивные сценки из советского быта, но без пафоса 1960-х и с куда более экспрессивной цветовой палитрой. Уже в постсоветскую эпоху экспрессионизм восьмидесятников, разъехавшихся по городам и весям, больше всего пришелся по вкусу в Германии и странах Бенилюкса. Целый ряд работ Льва Табенкина 1990-х, которые можно увидеть на нынешней выставке «Лев Табенкин. Время говорить» в галерее Artstory, как раз приехал из Германии и показывается впервые. До 24 января.