Три выставки недели

«Книга трав» Дмитрия Плавинского в ГМИИ им. Пушкина, вся история мировой анимации на ВДНХ, фигуративная живопись классиков современного искусства в московской галерее Гари Татинцяна

Джордж Кондо. Женщина-паук. 2002. Кредит: Gary Tatintsian Gallery and the artist's studio
Джордж Кондо. Женщина-паук. 2002. Кредит: Gary Tatintsian Gallery and the artist's studio

«Книга трав» Дмитрия Плавинского (1937–2012), одной из самых ярких фигур отечественного неофициального искусства 1960–1980-х, была создана художником в 1963 году. Это обширный графический цикл, воплотивший мировоззрение мастера, его представление о роли искусства в постижении Вселенной. Увидеть большое в малом — такой виделась Плавинскому эта задача, став ведущей в его творчестве в 1960-е годы. В своих рисунках и монотипиях он как бы создает «алфавит» трав, сопоставляя одновременно формы листьев со звуками — фонетическими знаками. Изучение растительного мира имеет большую традицию в искусстве — достаточно вспомнить ботанические атласы эпохи Просвещения, акварели и гравюры Альбрехта Дюрера, произведения Мартина Шонгауэра и других старых мастеров гравюры. Плавинский продолжил эту традицию, выработав при этом собственную философскую концепцию и язык. В выставку, помимо рисунков и монотипий «Книги трав», офортов и офортных досок, с которыми работал художник, включены произведения из собраний Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного биологического музея им. К.А.Тимирязева, а также из частных коллекций, перекликающиеся с «Книгой трав» Плавинского: образцы старинных гербариев, атласы XVI–XVIII веков, гравюры Дюрера и японские ксилографии в жанре укиё-э. До 6 декабря.


На ВДНХ в павильоне № 15 («Радиоэлектроника») открылась привезенная из лондонского Центра Barbican выставка «Искусство в движении», где представлено около 100 мультфильмов, охватывающих все этапы истории анимации. Рисованные фильмы, кукольные, пластилиновые, театр теней, песочные — каких тут только нет! Работы первооткрывателей этого любимого всеми вида искусства Жоржа Мельеса и братьев Люмьер, Симпсоны, Халк, популярнейшие во все времена Микки-Маус, Том и Джерри, а также мало известные у нас шедевры вроде «Голема» (1993) чешского классика Иржи Барты и «Последнего клоуна» (1995–2000) Франсиса Алюса. Есть на выставке и «Зал фантомов», где зритель погружается в атмосферу первых анимационных экспериментов, и «Зал легенд» со сказочными гномами и Белоснежкой и другими волшебными персонажами. Не забыты и «взрослые» мультфильмы, как, например, «Сказка сказок» (1979) Юрия Норштейна. До 14 февраля.


На масштабной выставке Mutated Reality («Мутирующая реальность») в Галерее Гари Татинцяна представлены избранные работы современных западных художников, включая таких звезд, как Фрэнсис Бэкон, Чак Клоуз, Кэрролл Данэм, Джордж Кондо и Питер Соул. «Мутирующая реальность» задумана как отражение разных этапов фигуративного искусства за последние 30 лет: от сюрреализма Бэкона до «комиксных» работ KAWS, ядовитого юмора Соула и скрупулезного анализа формы Малколма Морли. Всех представленных здесь художников объединяет особое видение окружающей реальности, умение интерпретировать ее, не уходя от фигуративизма. Помимо живописи, в выставку включены инсталляция Kandor 20 американца Майка Келли, скульптуры американца Тони Мателли и бельгийца Вима Дельвуа. До 1 марта.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
В обзоре 400 лет истории изобразительного искусства рассказывается о жизни домашней прислуги, лишь изредка упоминая о хозяевах. Для Дайаны Волфтал важно все то, на что раньше специалисты предпочитали не обращать внимания
20.05.2022
Слуги и рабы, прежде едва различимые, выходят на авансцену
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+