18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тройка, семерка, туз. Пиковая дама раскрывает карты

С 19 ноября по 14 февраля в Шереметьевском дворце Петербурга пройдет выставка "Серебро и золото Пиковой дамы" – этот проект VI Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.» из собраний Музея театрального и музыкального искусства и Эрмитажа посвящен княгине Наталье Петровне Голицыной (1744–1837), урожденной графине Чернышевой, знаменитой пушкинской графине Анне Федотовне из Пиковой дамы.

Ее жизнь выглядела бы легендой, если б не десятки мемуарных свидетельств. Princesse Moustache (фр. «усатая княгиня») — властная домоправительница, которая держала мужа, боевого офицера, за дворецкого, устраивавшая праздники для крепостных с угощениями и фейерверками. По воспоминаниям Владимира Соллогуба, «в городе она властвовала какою-то всеми признанною безусловною властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему».

Когда Голицына стала плохо видеть, для нее отпечатали игральные карты увеличенного размера — вещь невиданная при государственной карточной монополии. Не этот ли случай вдохновил Пушкина? Главный хит выставки — золотая медаль с профилем Екатерины II, первый приз «Придворной карусели», который получила юная графиня Чернышева. Позже в своих мемуарах Моя судьба — это я она напишет: «Чтобы получить первый прейс, надобно было выполнить то, что я собираюсь перечислить: сломать ланцу (колющее копье) о кинтану (столб, мишенью которого была голова Медузы), выстрелить из пистолета в мишень, каковую изображала голова медведя, и попасть в цель между ушами оного, бросить жавелот (дротик) и проколоть язык льва, подхватить шлем, помещенный на небольшое возвышение, отрубить голову гидры и догнать катящееся кольцо».Именной серебряный туалетный прибор работы Антуана Булье, заказанный Голицыной во Франции для дочери Софьи, был приобретен Эрмитажем на аукционе Christie’s в 2011 году.

В портретную галерею выставки вошли портрет графа Миниха — главного судьи «Придворной карусели», созданный Иоганном Штенглином, портрет Дмитрия Голицына, героя Отечественной войны 1812 года. Саму Голицыну в разные годы изображали Уильям Петер, Бенуа Митуар, неизвестные граверы и художники ее времени.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+