Ярмарка возможностей

В Стамбуле открылась ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul. Нынешний год юбилейный, ярмарка проходит в десятый раз, а в фокусе оказалось искусство из Ирана.

Турция как место встречи Запада и Востока по традиции смешала черты оживленного базара с европейской системой мер и весов. Внешне стамбульская ярмарка современного искусства выглядит, как любая другая выставка-ярмарка в любой точке мира, хотя разнообразие искусства, которое здесь продают и покупают, слегка пугает неподготовленного человека. Contemporary Istanbul (CI) разделена на две зоны: парадную, где собрано все самое интересное (с точки зрения организаторов), и более демократичную. Разница, однако, невелика. И там и там работы известных художников щедро разбавлены развлекательным искусством, единственная цель которого в том, чтобы сразить вас наповал. Это может быть портрет Шарлиз Терон в блестках, изваяние мужского торса в вызывающем нижнем белье или малоизвестная фотография Анджелины Джоли. Также на стендах были популярны работы из нарезанного и подсвеченного цветного камня и фигуры обнаженных женщин. При этом, несмотря на уклон в сторону визуального аттракциона и «приколов», на стенде стамбульской галереи ART250 можно было обнаружить каноническую скульптуру Стефана Балкенхола, а у галереи Konig — графику Йоринды Войт.

В этом году в ярмарке приняли участие 102 галереи из 24 стран мира. Участие в выставке обошлось каждой из галерей в $500 за заявку, также организаторы брали с участников депозит размером в половину стоимости стенда. Российских участников на этот раз было заметно меньше, чем в предыдущие годы. Галерея «Эритаж» арендовала обширный стенд в парадной зоне ярмарки и показала проект Алексея Морозова Pontificus maximus, который только что был презентован на Московской биеннале. По признанию сотрудников галереи, посетители уважительно сравнивали стенд с музеем. Действительно, по сравнению с расположенными рядом работами, такими как голографический коллаж размером 2×3 м на стенде местной стамбульской галереи или гиперреалистичные скульптуры купальщиц американки Кароль Файерман, которые привезли сразу две итальянские галереи, неоклассика, любимая Алексеем Морозовым, выглядела слишком серьезно. Однако спрос на русский академизм есть: по словам хозяйки галереи, Кристины Краснянской, выбор именно этого художника был обусловлен интересом с турецкой стороны. Стоимость работ варьировалась от €18 тыс. за графику до €80 тыс. за скульптуру в форме пилона моста. Другая московская галерея — Galerie Iragui — привезла на продажу графику Ивана Плюща и портреты русских конструктивистских зданий Марии Арендт.

Проходя по стендам, нельзя было не отметить, что почти на всех кипела жизнь. Художники и сотрудники оживленно общались с посетителями, иногда возникали настоящие заторы из-за скопления людей. Вино лилось рекой, не пили его разве что те девушки, которые пришли на ярмарку в хиджабе. Кое-где на стендах образовывались спонтанные вечеринки, и было похоже, что собравшиеся хорошо знакомы друг с другом. Расслабленности атмосфере прибавляла громкая музыка местной радиостанции.

Разнообразие этой ярмарки не зря навевает ассоциации с базаром — и это не штамп, а самое точное определение того, что происходит на CI. У этого есть несколько причин. Во-первых, несмотря на то, что номинально у ярмарки имеется художественный совет, он не навязывает посетителю свой вкус. Наоборот, цель ярмарки — привлечь в коллекционирование как можно больше самых разных соотечественников-турок, по словам основателя CI Али Гюрели. Поэтому и выбор до сих пор широк: многие еще не определились, однако в среднем каждый год продается порядка 60% работ. Во-вторых, ярмарка привлекает посетителей, их число возросло с 5 тыс. в 2013 году до 20 тыс. в 2014-м. Современное искусство становится все более популярным в Стамбуле, развиваются новые площадки. По словам Кристины Краснянской, которая показала в параллельной программе персональную выставку Оксаны Мась Get Together, на превью CI приехало много коллекционеров из Европы, которых привлекает демократичная стамбульская атмосфера. И хоть организация ярмарки пока далека от идеала — на стендах не хватало стульев, отделочные материалы были не самого высокого качества, да и шампанское на превью досталось только первой сотне счастливчиков, — Contemporary Istanbul превращает свои недостатки в преимущества. Это самобытная, неровная и постоянно меняющаяся ярмарка, где звучит смех, где яркие цвета вызывают сильные эмоции и где салонный художник может встретить своего коллекционера наравне с концептуалистом.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+