18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ярмарка возможностей

В Стамбуле открылась ярмарка современного искусства Contemporary Istanbul. Нынешний год юбилейный, ярмарка проходит в десятый раз, а в фокусе оказалось искусство из Ирана.

Турция как место встречи Запада и Востока по традиции смешала черты оживленного базара с европейской системой мер и весов. Внешне стамбульская ярмарка современного искусства выглядит, как любая другая выставка-ярмарка в любой точке мира, хотя разнообразие искусства, которое здесь продают и покупают, слегка пугает неподготовленного человека. Contemporary Istanbul (CI) разделена на две зоны: парадную, где собрано все самое интересное (с точки зрения организаторов), и более демократичную. Разница, однако, невелика. И там и там работы известных художников щедро разбавлены развлекательным искусством, единственная цель которого в том, чтобы сразить вас наповал. Это может быть портрет Шарлиз Терон в блестках, изваяние мужского торса в вызывающем нижнем белье или малоизвестная фотография Анджелины Джоли. Также на стендах были популярны работы из нарезанного и подсвеченного цветного камня и фигуры обнаженных женщин. При этом, несмотря на уклон в сторону визуального аттракциона и «приколов», на стенде стамбульской галереи ART250 можно было обнаружить каноническую скульптуру Стефана Балкенхола, а у галереи Konig — графику Йоринды Войт.

В этом году в ярмарке приняли участие 102 галереи из 24 стран мира. Участие в выставке обошлось каждой из галерей в $500 за заявку, также организаторы брали с участников депозит размером в половину стоимости стенда. Российских участников на этот раз было заметно меньше, чем в предыдущие годы. Галерея «Эритаж» арендовала обширный стенд в парадной зоне ярмарки и показала проект Алексея Морозова Pontificus maximus, который только что был презентован на Московской биеннале. По признанию сотрудников галереи, посетители уважительно сравнивали стенд с музеем. Действительно, по сравнению с расположенными рядом работами, такими как голографический коллаж размером 2×3 м на стенде местной стамбульской галереи или гиперреалистичные скульптуры купальщиц американки Кароль Файерман, которые привезли сразу две итальянские галереи, неоклассика, любимая Алексеем Морозовым, выглядела слишком серьезно. Однако спрос на русский академизм есть: по словам хозяйки галереи, Кристины Краснянской, выбор именно этого художника был обусловлен интересом с турецкой стороны. Стоимость работ варьировалась от €18 тыс. за графику до €80 тыс. за скульптуру в форме пилона моста. Другая московская галерея — Galerie Iragui — привезла на продажу графику Ивана Плюща и портреты русских конструктивистских зданий Марии Арендт.

Проходя по стендам, нельзя было не отметить, что почти на всех кипела жизнь. Художники и сотрудники оживленно общались с посетителями, иногда возникали настоящие заторы из-за скопления людей. Вино лилось рекой, не пили его разве что те девушки, которые пришли на ярмарку в хиджабе. Кое-где на стендах образовывались спонтанные вечеринки, и было похоже, что собравшиеся хорошо знакомы друг с другом. Расслабленности атмосфере прибавляла громкая музыка местной радиостанции.

Разнообразие этой ярмарки не зря навевает ассоциации с базаром — и это не штамп, а самое точное определение того, что происходит на CI. У этого есть несколько причин. Во-первых, несмотря на то, что номинально у ярмарки имеется художественный совет, он не навязывает посетителю свой вкус. Наоборот, цель ярмарки — привлечь в коллекционирование как можно больше самых разных соотечественников-турок, по словам основателя CI Али Гюрели. Поэтому и выбор до сих пор широк: многие еще не определились, однако в среднем каждый год продается порядка 60% работ. Во-вторых, ярмарка привлекает посетителей, их число возросло с 5 тыс. в 2013 году до 20 тыс. в 2014-м. Современное искусство становится все более популярным в Стамбуле, развиваются новые площадки. По словам Кристины Краснянской, которая показала в параллельной программе персональную выставку Оксаны Мась Get Together, на превью CI приехало много коллекционеров из Европы, которых привлекает демократичная стамбульская атмосфера. И хоть организация ярмарки пока далека от идеала — на стендах не хватало стульев, отделочные материалы были не самого высокого качества, да и шампанское на превью досталось только первой сотне счастливчиков, — Contemporary Istanbul превращает свои недостатки в преимущества. Это самобытная, неровная и постоянно меняющаяся ярмарка, где звучит смех, где яркие цвета вызывают сильные эмоции и где салонный художник может встретить своего коллекционера наравне с концептуалистом.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+