18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Лондонская Национальная галерея не хочет отдавать Матисса

Национальная галерея в Лондоне отклонила притязания на портрет кисти Анри Матисса, уцелевший во время бомбардировок Германии в ходе Второй мировой войны. Потомки модели, художницы Греты Молль, утверждают, что картина была незаконно присвоена, после того как подруга семьи вывезла ее из советского сектора в Берлине в Швейцарию в 1947 году.

Справка

Из Берлина в Лондон

Грета и Оскар Молль входили в число пяти учеников Анри Матисса, когда он начал давать уроки живописи в парижской студии в 1908 году. Оскар заказал Матиссу портрет своей 23-летней жены. Перед Первой мировой войной художник и молодая пара стали близкими друзьями.

В 1949 году портрет Греты Молль приобрела Сара Блаффер, дочь основателя нефтяной компании Texaco. Позднее полотно было продано некоему швейцарскому коллекционеру. В 1979 году Национальная галерея купила его у лондонского дилера Лефевра. Большая часть стоимости картины, на тот момент составлявшей £450 тыс., была выплачена благодаря государственной субсидии.

Еще…

Национальная галерея приобрела «Портрет Греты Молль» (1908) — полотно, занимающее важное место в наследии Анри Матисса, — в 1979 году. По словам представительницы музея, у них «безупречные права на эту картину». В 1997 году Национальная галерея передала работу в долгосрочное пользование галерее Тейт. До сентября этого года там она и находилась в составе коллекции ХХ века, сейчас картина временно перенесена в хранилище.

Нью-йоркский адвокат Дэвид Роуленд, представляющий интересы наследников Молль, обратился к британским властям с официальной просьбой о возвращении картины. В случае если она не будет удовлетворена, «семья Молль подаст в соответствующий суд иск к Национальной галерее и Соединенному Королевству с требованием вернуть полотно», объясняет Роуленд, уточняя, что его обращение должен рассмотреть Консультационный совет Соединенного Королевства по незаконному присвоению. Однако область компетенции совета ограничивается периодом нацизма (1933–1945), так что утрата, случившаяся в 1947 году, не подпадает под его юрисдикцию.

Доверено подруге

История полотна после Второй мировой войны сложна и запутанна. В 1937 году нацисты обвинили Молль и ее мужа Оскара (оба они были художниками нееврейского происхождения) в создании «дегенеративного искусства». Тем не менее супруги пережили войну, хотя их берлинский дом был разбомблен. В начале 1947 года они приняли решение переехать в Уэльс, где жила одна из их дочерей, но в августе того же года Оскар скончался.

Портрет, который супруги хранили как зеницу ока на протяжении почти 40 лет, был единственным сколь-нибудь ценным имуществом Греты Молль. Оказавшись после раздела Берлина в советском секторе, она опасалась получить отказ на вывоз полотна в Великобританию. Поэтому доверила его своей подруге Гертруде Джамарани, ехавшей к мужу в Иран через Швейцарию. Та согласилась переправить работу в Цюрих швейцарскому дилеру. Считается, что это была галеристка Хайди Фолмеллер.

В Швейцарии Джамарани оказалась в затруднительном положении, поскольку местные власти препятствовали ее выезду с маленьким ребенком в Иран. У нее кончились деньги, и она заняла их у дилера под залог картины. По-видимому, позднее галеристка продала работу. Дочери Молль Бригитта и Мелита считают, что в конце 1940-х годов их мать предпринимала попытки вернуть полотно и обращалась к швейцарским властям.

В 1979 году, через два года после смерти Греты, ее портрет оказался в Национальной галерее. Дочери располагали лишь обрывочной информацией о событиях 1947 года и опасались сложностей, которые могли возникнуть в связи с подачей официального требования. До недавнего времени они практически ничего не предпринимали, пока несколько лет назад за их дело не взялся Роуленд.

Лакмусовая бумажка

Теперь потомкам Молль предстоит решить, обращаться ли с этим делом в суд. Они могут столкнуться с двумя проблемами: во-первых, каким образом предоставить достаточный фактический материал об утрате картины в 1947 году, и во-вторых, как объяснить, почему они не начали действовать в 1979 году, сразу после приобретения работы Национальной галереей?

В связи с этим делом возникает и вопрос о том, почему в 1979 году галерея не стала выяснять, как портрет оказался не в собственности семьи Молль. Несмотря на то что тогда о незаконном присвоении имущества в период нацизма беспокоились куда меньше, чем сегодня, музей был обязан запросить дополнительную информацию о том, почему портрет был продан в неспокойные 1940-е, хотя бы для того, чтобы убедиться в том, что приобретает его у законных владельцев.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+