18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Человек из железного дерева

После того как китайские власти разрешили Ай Вэйвэю выехать из страны, он везде: в Лондоне, где открыл ретроспективу в Королевской академии художеств (в 2011 году ему присвоено звание почетного академика); в Берлине, куда приглашен преподавать в Университете искусств; в Хельсинки, где с середины сентября в Художественном музее работает его выставка.

Больше всего в Ай Вэйвэе поражает его «матерость» — мощь человеческого материала, из которого сделан этот художник, проявляется во всем. Он архитектор, автор инсталляций, перформансов и видео, куратор, политический активист, наконец, танцор и певец: в 2013 году, находясь под домашним арестом, он вместе с китайским рокером Цзосяо Цзучжо выпустил альбом Divine Comedy, выступив автором текста и вокалистом. На выставке в финской столице есть видеоклип к песне Dumbass, пересказывающий историю заключения Ай Вэйвэя как фантастический сон: он постоянно находится в сопровождении двух надзирателей; его допрашивают; подменив себя эротической куклой, он сбегает и меняется ролями со своими тюремщиками; в конце художник бреется наголо и появляется с накрашенными губами и в юбке.

Еще в 2001 году Ай Вэйвэй показал средний палец трем финским открыточным достопримечательностям: кафедральному собору, зданию парламента и парому Viking Line, и эти три фото из проекта «Этюды перспективы» видны с лестницы, ведущей на экспозицию.

Первая большая персональная выставка Ай Вэйвэя в Хельсинки получилась очень внятной. Среди ее отличительных черт, во-первых, размер: всего три десятка произведений в двух залах, но большинство работ настолько велики, что распирают немаленькое пространство конструктивистского здания Finnkino, построенного для теннисных кортов. Для Ай Вэйвэя размер имеет значение — почти все его сюжеты связаны с большими числами, представлением количества. Этот постуорхоловский подход оправдан тем, что художник принадлежит к самой большой нации на планете и ясно ощущает себя ее единицей. Использованные им в инсталляциях предметы относятся к династии Цин, которая охватывает три с половиной века вплоть до 1911 года, и для малосведущего в китайской истории европейца это тоже огромные числа. Стены залов, как и на прошлогодней берлинской выставке, покрыты долговыми расписками, превращенными художником в обои, — Ай Вэйвэю, обвиненному в неуплате налогов, удалось собрать сумму в $2 млн благодаря пожертвованиям со всего мира, и своей работой он возвращает долг.

Второе отличие этой выставки — в ее материале: объекты и инсталляции из дерева точно ориентированы на финскую публику. Балки и колонны демонтированных храмов, использованные Ай Вэйвэем, выточены из цейлонского железного дерева.

Третья особенность тоже связана с китайской культурой: объекты образуют множество теневых проекций. Иногда, как в работе «Карта Китая», только они дают возможность увидеть и воспринять форму полностью.

Все эти черты объединяются в мебельных объектах Ай Вэйвэя. Meubles d’artiste в последние годы стала привычной вещью, многие современные авторы с различными художественными целями препарируют мебель. Показанная на выставке работа «Виноград» состоит всего из 28 обыденных крестьянских табуретов. В отличие, скажем, от Дорис Сальседо, чья гора из стульев выступает мемориалом в память об убитых или изгнанных, у Ай Вэйвэя это история про баланс, одновременную устойчивость и шаткость традиционного уклада.

Визитной карточкой выставки в Хельсинки сделан «Белый дом». Четырехнефная базилика выкрашена в белый цвет, который ассоциируется с Парфеноном, а украшенные резьбой стропила и конек почти вплотную смыкают китайскую архитектуру с финским национальным романтизмом начала XX века. По соседству стоит «Дерево», ствол и ветви которого составлены из пригнанных друг к другу и скрепленных болтами кусков старой древесины — занятый деконструкцией художник пытается возвратить им первоначальную природную форму. «Дорожный светильник» (или в ином китайском прочтении «Путешествовать налегке») представляет Ай Вэйвэя в виде этакого Диогена с люстрой модного в 1970-е годы дизайна. Мощные и частые диагонали балок пробивают резные столики в работе «Насквозь». В европейской культуре диагональ опознается как прием романтической композиции, а у Ай Вэйвэя эта пластическая риторика связана с важным событием, завершившим превращение художника в преследуемого властями политического активиста, — землетрясением в провинции Сычуань.

При ощутимой в мире усталости от наличного contemporary art Ай Вэйвэй становится сейчас едва ли не самым главным художником современности. В своем искусстве он мастерски сочетает глобальное и национальное. На выставке процитированы его слова: «Я никогда не покину Китай, если только меня не вынудят это сделать. Потому что Китай — мой. Я не собираюсь оставлять в руках тех, кому я не доверяю, то, что принадлежит мне». Вновь получив возможность выезжать из страны, Ай Вэйвэй все равно будет возвращаться в Китай.

Самое читаемое:
1
«Чем дольше вы не заботитесь о качестве своей работы, тем лучше»: советы художников
В новой книге Лидии Файджес «Уроки жизни от современных художников» последние делятся с начинающими авторами всевозможным опытом — от способов обретения душевного равновесия до полезных советов, помогающих грамотно построить отношения с галеристами
16.01.2026
«Чем дольше вы не заботитесь о качестве своей работы, тем лучше»: советы художников
2
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском новое руководство
Ольга Галактионова освободила кресло директора ГМИИ им. А.С.Пушкина для Екатерины Проничевой из Владимиро-Суздальского музея-заповедника, а сама возглавила Третьяковку вместо ее сестры Елены Проничевой
14.01.2026
Музейная рокировка: в Третьяковке и Пушкинском новое руководство
3
Гид по мировым выставкам 2026 года
С коллегами из The Art Newsрaper представляем выставки, которые в течение года можно увидеть в главных мировых арт-столицах: Лондоне, Мадриде, Нью-Йорке, Париже, а также в других городах
16.01.2026
Гид по мировым выставкам 2026 года
4
Наука быть человеком: пять уроков Рабиндраната Тагора
Культовой фигуре Индийского Возрождения, педагогу-реформатору, поэту-мыслителю и художнику «ГЭС-2» посвятил главный проект сезона — выставку «Весь мир здесь обретает дом: по следам Тагора»
13.01.2026
Наука быть человеком: пять уроков Рабиндраната Тагора
5
Владимир Янкилевский, его «первичный бульон» и собственная вселенная
Амбициозных художников в искусстве советского андерграунда было немало, но не столь уж многие стремились «создать форму, включающую весь объем человеческого существования», по выражению Александра Боровского, автора новой книги о Янкилевском
16.01.2026
Владимир Янкилевский, его «первичный бульон» и собственная вселенная
6
Выставки Брюллова в Третьяковке и Русском музее посетили более миллиона человек
Марафон великого художника, прошедший в Государственном Русском музее и Третьяковской галерее в 2024–2026 годах, привлек рекордное количество зрителей
19.01.2026
Выставки Брюллова в Третьяковке и Русском музее посетили более миллиона человек
7
Умевший видеть: памяти Сергея Даниэля
Ушел из жизни один из главных петербургских искусствоведов, чьи книги десятилетиями учили людей по всей стране любить живопись, а практические занятия сформировали многих ученых Северной столицы
14.01.2026
Умевший видеть: памяти Сергея Даниэля
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2026 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+