18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Performa отмечает свое десятилетие

Выставочные площадки и сцены Нью-Йорка в очередной раз захватила биеннале перформанса

MEEM 4 Miami: A Story Ballet About the Internet Райана Макнамара, заказ Performa для ярмарки Art Basel Miami Beach
MEEM 4 Miami: A Story Ballet About the Internet Райана Макнамара, заказ Performa для ярмарки Art Basel Miami Beach

Первый выпуск Performa открылся десять лет назад, в 2005 году, в Нью-Йорке оперой мало кому тогда известного режиссера Джеспера Джаста. «Думаю, главная сенсация — это то, что мы до сих пор существуем, — говорит основатель и директор биеннале, куратор Роузли Голдберг, автор знаменитой книги «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней». — Идея состояла в том, чтобы поставить перформанс в центр художественного повествования, перестать воспринимать его как искусство периферическое».

Директор Performa Роузли Голдберг
Директор Performa Роузли Голдберг

По оценкам организаторов, 95% показываемых на биеннале работ создаются специально для Performa; немало из них затем отправляется в мировое турне — во многом благодаря биеннале интерес к этому виду искусства вырос во всем мире. Среди хитов Performa — 12-часовое «Блаженство» Рагнара Кьяртанссона (Performa 11, 2011), в основу которого легла заключительная ария из «Женитьбы Фигаро» Моцарта; навеянная фотографиями из школьного выпускного альбома драма Extracurricular Activity Projective Reconstruction #32 Plus Майка Келли (Performa 09, 2009); и показанная на первой биеннале нарезка из кадров немого кино Screen Play Кристиана Марклея (Performa 05, 2005).

В этом году Performa началась 1 ноября (продлится до 22 ноября), и проходит она на множестве площадок по всему Нью-Йорку. На большинство представлений вход свободный, поэтому каждый раз проведение фестиваля требует от организаторов героических усилий по сбору средств. Итак, сухая арифметика, стоящая за биеннале.

1. Растущий бюджет

Согласно отчетам, расходы на Performa, которая держится практически на голом энтузиазме организаторов, с 2005 года увеличились почти в четыре раза— с $675 тыс. до $2,5 млн в прошлом году (включая биеннале 2013 года). По словам главного продюсера биеннале Эсы Никль, это связано с расширением программы и увеличением административных расходов, включая аренду площадок, затраты на организацию и выплаты сотрудникам.

2. Небольшая команда

Команда Performa за эти же годы увеличилась почти втрое. В 2005 году она состояла из Голдберг, Никль и их ассистента, а сегодня в организации уже восемь штатных сотрудников.

3. Перформансы

В среднем в рамках каждой биеннале Performa проходит 104 мероприятия, их число колеблется от года к году. Так, в 2005-м их было всего 50; 90 удалось организовать в 2007-м; рекордные 180 представили в 2009 году; 108 собрали в программе 2011 года; 119 — в 2013 году; и снова упадок — только 77 на этот раз.

4. Расходы

Провести биеннале стоит около $1 млн. Сюда не входят перформансы раздела Consortium, которые являются частью Performa, но постановку которых берут на себя другие организации, — это около половины программы каждой биеннале.

Львиная часть средств уходит на Commissions — специальные заказы, которых около десяти в выпуске (причем на каждый выделяется приблизительно по $60 тыс.), и Projects — небольшие работы (со средним бюджетом около $18 тыс. каждая), их, как правило, от 10 до 25. Основные статьи расходов — это гонорары художникам и актерам; производство; аренда площадки и оборудования; реквизит; дорожные расходы.

5. Сбор средств

Каждый год для Performa собирают около $50 тыс. Однако, согласно налоговым декларациям, спонсоры внакладе не остаются. Например, один только ужин-перформанс, организованный художницей Дженнифер Рабелл в прошлом году в бывшем офисе банка в Бруклине, принес $356 тыс. Место за столом стоило $1,5 тыс., что не отпугнуло 386 человек, пришедших на прием, где официанты сверкали голыми ягодицами, а десерты приходилось извлекать из столов при помощи молотка, и еще 206 гостей afterparty.

6. Источники финансирования

Вход на большинство представлений биеннале свободный, так что доход от продажи билетов небольшой. Всего лишь 2% бюджета Performa обеспечивают местные и государственные художественные фонды и институции. Это, конечно, капля в море для фестиваля международного уровня, но в США традиции проведения таких мероприятий нет, поэтому, по словам Никль, четкой схемы финансирования до сих пор не выработано.

Остальные 98% удается собрать благодаря частным лицам (28%), фондам (21%), активной деятельности самих организаторов (39% с помощью акций по сбору средств, привлечения спонсоров к совместным заказам и продюсированию, международным турам) и зарубежным организациям, обычно государственным, которые выделяют средства на продвижение своих художников в США (10%).

Сотрудничают также, по словам Никль, с некоторыми частными галереями, «поддерживающими Performa филантропически». Из 47 специальных перформансов в разделе Commissions на нынешней биеннале 15 спонсировались галереями (остальные — рекламным агентством Saatchi & Saatchi и онлайн-аукционом Paddle8).

7. Коллекционеры

Performa удается держаться на плаву, привлекая коллекционеров, говорит Голдберг. «Меня часто спрашивают о том, как соотносится перформанс с арт-рынком, и это довольно-таки интересно: в этом случае коллекционеры становятся кураторами, вместо того чтобы купить готовую работу и просто повесить ее на стену. Я объясняю нашим коллекционерам, что каждый доллар, который они вкладывают в свои стены, они могли бы вернуть обществу, поддерживая живое искусство, которое делается здесь и сейчас», — рассказывает она.

«Я помогаю им увидеть, как это волнующе — участвовать в создании произведения искусства, — поясняет директор биеннале. — Когда кто-то пишет картину в студии, это совсем другое, ведь вы не можете быть вовлечены в процесс, как здесь. И им интересно быть частью этого. На протяжении веков шедевры создавались благодаря меценатам, которые покровительствовали художникам, помогая им творить вечное».

Самое читаемое:
1
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
5
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
6
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
7
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»
02.03.2023
Галактика русской абстракции охватила Русский музей
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+