Performa отмечает свое десятилетие

Выставочные площадки и сцены Нью-Йорка в очередной раз захватила биеннале перформанса

MEEM 4 Miami: A Story Ballet About the Internet Райана Макнамара, заказ Performa для ярмарки Art Basel Miami Beach
MEEM 4 Miami: A Story Ballet About the Internet Райана Макнамара, заказ Performa для ярмарки Art Basel Miami Beach

Первый выпуск Performa открылся десять лет назад, в 2005 году, в Нью-Йорке оперой мало кому тогда известного режиссера Джеспера Джаста. «Думаю, главная сенсация — это то, что мы до сих пор существуем, — говорит основатель и директор биеннале, куратор Роузли Голдберг, автор знаменитой книги «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней». — Идея состояла в том, чтобы поставить перформанс в центр художественного повествования, перестать воспринимать его как искусство периферическое».

Директор Performa Роузли Голдберг
Директор Performa Роузли Голдберг

По оценкам организаторов, 95% показываемых на биеннале работ создаются специально для Performa; немало из них затем отправляется в мировое турне — во многом благодаря биеннале интерес к этому виду искусства вырос во всем мире. Среди хитов Performa — 12-часовое «Блаженство» Рагнара Кьяртанссона (Performa 11, 2011), в основу которого легла заключительная ария из «Женитьбы Фигаро» Моцарта; навеянная фотографиями из школьного выпускного альбома драма Extracurricular Activity Projective Reconstruction #32 Plus Майка Келли (Performa 09, 2009); и показанная на первой биеннале нарезка из кадров немого кино Screen Play Кристиана Марклея (Performa 05, 2005).

В этом году Performa началась 1 ноября (продлится до 22 ноября), и проходит она на множестве площадок по всему Нью-Йорку. На большинство представлений вход свободный, поэтому каждый раз проведение фестиваля требует от организаторов героических усилий по сбору средств. Итак, сухая арифметика, стоящая за биеннале.

1. Растущий бюджет

Согласно отчетам, расходы на Performa, которая держится практически на голом энтузиазме организаторов, с 2005 года увеличились почти в четыре раза— с $675 тыс. до $2,5 млн в прошлом году (включая биеннале 2013 года). По словам главного продюсера биеннале Эсы Никль, это связано с расширением программы и увеличением административных расходов, включая аренду площадок, затраты на организацию и выплаты сотрудникам.

2. Небольшая команда

Команда Performa за эти же годы увеличилась почти втрое. В 2005 году она состояла из Голдберг, Никль и их ассистента, а сегодня в организации уже восемь штатных сотрудников.

3. Перформансы

В среднем в рамках каждой биеннале Performa проходит 104 мероприятия, их число колеблется от года к году. Так, в 2005-м их было всего 50; 90 удалось организовать в 2007-м; рекордные 180 представили в 2009 году; 108 собрали в программе 2011 года; 119 — в 2013 году; и снова упадок — только 77 на этот раз.

4. Расходы

Провести биеннале стоит около $1 млн. Сюда не входят перформансы раздела Consortium, которые являются частью Performa, но постановку которых берут на себя другие организации, — это около половины программы каждой биеннале.

Львиная часть средств уходит на Commissions — специальные заказы, которых около десяти в выпуске (причем на каждый выделяется приблизительно по $60 тыс.), и Projects — небольшие работы (со средним бюджетом около $18 тыс. каждая), их, как правило, от 10 до 25. Основные статьи расходов — это гонорары художникам и актерам; производство; аренда площадки и оборудования; реквизит; дорожные расходы.

5. Сбор средств

Каждый год для Performa собирают около $50 тыс. Однако, согласно налоговым декларациям, спонсоры внакладе не остаются. Например, один только ужин-перформанс, организованный художницей Дженнифер Рабелл в прошлом году в бывшем офисе банка в Бруклине, принес $356 тыс. Место за столом стоило $1,5 тыс., что не отпугнуло 386 человек, пришедших на прием, где официанты сверкали голыми ягодицами, а десерты приходилось извлекать из столов при помощи молотка, и еще 206 гостей afterparty.

6. Источники финансирования

Вход на большинство представлений биеннале свободный, так что доход от продажи билетов небольшой. Всего лишь 2% бюджета Performa обеспечивают местные и государственные художественные фонды и институции. Это, конечно, капля в море для фестиваля международного уровня, но в США традиции проведения таких мероприятий нет, поэтому, по словам Никль, четкой схемы финансирования до сих пор не выработано.

Остальные 98% удается собрать благодаря частным лицам (28%), фондам (21%), активной деятельности самих организаторов (39% с помощью акций по сбору средств, привлечения спонсоров к совместным заказам и продюсированию, международным турам) и зарубежным организациям, обычно государственным, которые выделяют средства на продвижение своих художников в США (10%).

Сотрудничают также, по словам Никль, с некоторыми частными галереями, «поддерживающими Performa филантропически». Из 47 специальных перформансов в разделе Commissions на нынешней биеннале 15 спонсировались галереями (остальные — рекламным агентством Saatchi & Saatchi и онлайн-аукционом Paddle8).

7. Коллекционеры

Performa удается держаться на плаву, привлекая коллекционеров, говорит Голдберг. «Меня часто спрашивают о том, как соотносится перформанс с арт-рынком, и это довольно-таки интересно: в этом случае коллекционеры становятся кураторами, вместо того чтобы купить готовую работу и просто повесить ее на стену. Я объясняю нашим коллекционерам, что каждый доллар, который они вкладывают в свои стены, они могли бы вернуть обществу, поддерживая живое искусство, которое делается здесь и сейчас», — рассказывает она.

«Я помогаю им увидеть, как это волнующе — участвовать в создании произведения искусства, — поясняет директор биеннале. — Когда кто-то пишет картину в студии, это совсем другое, ведь вы не можете быть вовлечены в процесс, как здесь. И им интересно быть частью этого. На протяжении веков шедевры создавались благодаря меценатам, которые покровительствовали художникам, помогая им творить вечное».

Самое читаемое:
1
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Грандиозная выставка в Новой Третьяковке призвана показать «новый взгляд» на Михаила Врубеля, трех «Демонов» сразу и графику, сделанную художником в больнице. По-новому взглянул на наследие Врубеля и арт-критик Михаил Боде
02.11.2021
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
2
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
Реэкспозиция живописи старых мастеров в главном здании ГМИИ им. А.С.Пушкина понемногу готовит нас к изменениям, которые ждут музей после глобальной реконструкции
01.11.2021
Побелевшие стены: зачем Пушкинский музей переделал постоянную экспозицию
3
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
После расчистки на знаменитом полотне в стиле рококо из Собрания Уоллеса обнаружились новые озорные детали
22.11.2021
«Качели» Фрагонара отреставрировали — и теперь они фривольны как никогда
4
Невероятные приключения итальянской статуи в России
Мраморная скульптура, сыгравшая важную роль в фильме «Формула любви», действительно подлинное произведение искусства, а не просто реквизит. Кто ее автор, каково настоящее название, где она сейчас и сколько у нее двойников — в нашем расследовании
19.11.2021
Невероятные приключения итальянской статуи в России
5
Критик Федор Ромер умер от ковида
Художественный критик Александр Панов, известный по своему псевдониму Федор Ромер, умер в Москве от ковида. Ему недавно исполнилось 50. Для арт-сообщества он был одной из ключевых фигур, успев написать о многих художниках
02.11.2021
Критик Федор Ромер умер от ковида
6
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
Знаменитый куратор рассказал нам о том, чем живущие художники могут быть полезны музеям, о преимуществе чувств над знаниями и о грандиозном проекте для Пушкинского
09.11.2021
Жан-Юбер Мартен: «Пандемия подчеркнула, что музей — место, важное для социальной жизни»
7
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
В прокат вышел фильм «„Французский вестник“. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» режиссера и художника Уэса Андерсона, рассказывающий о превратностях судеб художника и продавца искусства
18.11.2021
«Бетонный шедевр»: одна из новелл в новом фильме Уэса Андерсона посвящена цене искусства
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+