18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Почему дома Алвара Аалто и финская чашка никогда не выйдут из моды

№38
Материал из газеты

В Эрмитаже представят лучшее из финской архитектуры и дизайна за полвека

Идея выставки, придуманной куратором Ксенией Малич, — поразмышлять, почему финская архитектура, которая как самостоятельное профессиональное занятие появилась чуть больше 100 лет назад, быстро стала лидером модернизма; почему финский дизайн, который еще моложе (в промышленных масштабах он развивается с первых послевоенных лет), не выходит из моды, а некоторые предметы, придуманные тогда, выпускаются до сих пор. Версия куратора: финская архитектура проста, честна, практична, но не тотальна, оставляет место для приватного. Кроме того, сохраняет черты романтичности, встроена в окружающую среду.

Иначе зачем Алвар Аалто сделал волнистый деревянный потолок в конференц-зале библиотеки в Выборге и повторил этот прием для стен павильона Финляндии на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке, чтобы рассказать о своей стране? С дизайном похожая картина: с одной стороны, предельная функциональность, а с другой — светильники Ручная граната и Улей, табуретка на трех ножках того же Аалто. Для доказательства привлечены чертежи, фотографии, макеты, предметы, документальное кино из собраний Музея дизайна, Музея финской архитектуры в Хельсинки и Музея Алвара Аалто в Ювяскюля.

Из наследия Аалто выделим модель 100-метрового памятника (он же маяк) Христофору Колумбу в Санто-Доминго. Это цилиндр, на всю свою высоту охваченный спиралевидным пандусом. К золотому поколению относится и рано ушедший из жизни Паули Бломстедт, автор отеля Pohjanhovi в Рованиеми — образца раннего модернизма, или, как его называли в Финляндии, «белого функционализма», со сложной игрой легко читаемых объемов. Здание погибло во время Второй мировой войны. Последний в этом ряду — Матти Суронен с его домом Футуро в виде белой летающей тарелки. Было выпущено около 100 экземпляров, два купил СССР перед Олимпиадой-80.

Золотые люди дизайна начались с Кая Франка, который в 1945-м возглавил фабрику «Арабия» и вскоре выпустил серию посуды Килта, продержавшуюся на рынке больше 30 лет. Чашки вкладывались друг в друга и занимали мало места. Еще дольше продавалась серия посуды из прессованного стекла Бетенблинк Айно Аалто — она выглядит как аккуратно сложенные в стопку бублики. Стулья из березы Илмари Тапиоваара были удобны в транспортировке, и поэтому хорошо продавались в США, где назывались Finnchair. Чтобы выверить эргономику, Тапиоваара садился в болванку, обмазанную глиной. Но самым знаменитым дизайнером мебели стал Ээро Аарнио: в его кресле Мяч мягкое сиденье встроено в полую полусферу, а деконструктивистские Пастилка и Помидор хоть и заставляют сидеть на жестком пластике, зато долговечны. Золотой девушкой стала дизайнер по тканям Майя Исола, которая создала 500 образцов, особенно хороша Метла ведьмы. Не забыт и фотограф Маркус Петрелиус, который просил моделей не надевать аксессуары и всегда снимать обувь.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+