18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вторая жизнь Музея Пикассо

№38, ноябрь 2015
№38
Материал из газеты

После масштабной реновации парижский музей представляет новую программу выставок с акцентом на современное искусство. Новый директор предполагает проводить каждый год две большие выставки — мэтра contemporary art и молодой восходящей звезды

Церемония открытия (справа налево): президент музея Лоран Ле Бон и Анна Бальдассари с президентом Франции Франсуа Олландом и министром культуры Франции Флер Пеллеран
Церемония открытия (справа налево): президент музея Лоран Ле Бон и Анна Бальдассари с президентом Франции Франсуа Олландом и министром культуры Франции Флер Пеллеран

Через год после торжественного открытия обновленного здания Музей Пикассо в Париже вновь преподносит сюрпризы. В честь своего 30-летия здесь впервые представят самую крупную в мире коллекцию работ Пабло Пикассо. Президент музея Лоран Ле Бон старается воодушевить сотрудников и восстановить репутацию учреждения после сомнительной реновации, растянувшейся на пять лет.

Директор планирует устраивать выставку одного молодого и одного признанного современного художника каждый год. С октября француз Рафаэль Денис показывает инсталляцию, отсылающую к теме разграбления предметов искусства фашистами. За ним в марте последует выставка испанского художника Мигеля Барсело.

Ле Бон хочет найти новых партнеров и сделать коллекцию более узнаваемой. Раньше среди кураторов музей «славился жадностью», ревностно оберегая свои экспонаты. Впервые за его историю 50 работ отправились в нью-йоркский Музей современного искусства на выставку Скульптура Пикассо. В свою очередь, МоМА в марте отправит в Париж работы из собственного собрания, которые войдут в ретроспективу, посвященную бронзам художника.

Лоран Ле Бон также планирует делать две большие выставки в сезон. В 2017 году он обещал представить экспозицию, посвященную Ольге Хохловой, первой жене Пикассо, которую мастер запечатлел в своих рисунках в стиле Энгра (раньше они не были оценены искусствоведами по достоинству). Следующая экспозиция музея будет целиком отдана 1932 году, когда Пикассо делает скульптуру Голова женщины (портрет его возлюбленной Мари-Терез Вальтер), ставшую символом периода «большой эротики». Также на будущий год Ле Бон наметил крупную выставку в партнерстве с Фондом Альберто и Аннет Джакометти, где впервые будут проводиться параллели между работами Пикассо и Альберто Джакометти.

Показ новой постоянной коллекции — первая инициатива Лорана Ле Бона после скандального увольнения с поста директора музея в прошлом году искусствоведа Анны Бальдассари (в рамках неофициального соглашения с музеем Бальдассари уже после своего ухода занималась дебютной выставкой после повторного открытия музея).

Пересмотр коллекции был сделан, чтобы показать, что «Пикассо — исследователь и ученый, а не бренд», объясняет Ле Бон. «Мы хотим, чтобы люди, попадая в его студию, видели личность, человека, видели всю его повседневную жизнь». На выставке, занимающей 40 залов, представлено около 1 тыс. объектов, в том числе 400 открыток, писем и газетных вырезок. На первом этаже музея кураторы постарались воссоздать дух и атмосферу эпохи, в которую жил художник, выставив, например, пару крошечных проволочных скульптур и открытку от Сальвадора Дали. Хронологическая экспозиция на втором этаже начинается с прибытия Пикассо в Париж в 1900 году и завершается его ретроспективой в Авиньоне в 1973-м.

Верхние этажи — тематические: одна галерея посвящена политической жизни Пикассо, другая рассказывает историю его взаимоотношений с моделями, дружбы с художниками Жоаном Миро и Анри Матиссом. Новая экспозиция призвана проиллюстрировать «рабочий процесс художника, сделав архивы центром выставки, связав их со скульптурами и картинами», говорит Ле Бон. Коллекция музея, которая досталась ему от семьи и Фонда Пикассо, включает в себя почти 5 тыс. произведений искусства и 200 тыс. архивных документов.

Публика с энтузиазмом открывает для себя великого мастера современного искусства во дворце, носящем его имя. За прошедший год здесь побывало почти 1 млн посетителей. Причем 70% из них — французы, и это замечательный показатель для национального музея (70% посетителей Лувра — иностранцы).

Тем не менее непродуманная реновация, ставшая причиной увольнения Бальдассари, оказывается большим препятствием в перепланировке экспозиции. Пока на территории нет офиса для дирекции и персонала, а прилегающее здание еще на реконструкции. Также нет отдельной выставочной галереи или пространства для промежуточного хранения работ, а кафе и лекторий недостаточно большие для музея такого формата.

Стиль управления Лорана Ле Бона выгодно отличается от методов его предшественницы, критикуемой за чрезмерную авторитарность. Он «обсуждает основные аспекты организации выставки и экспозиции с сотрудниками, и каждый из нас курирует свой раздел», рассказывает Эмили Бювар, одна из четырех кураторов музея.

Материалы по теме:
Хобби каталонца
Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+