Вторая жизнь Музея Пикассо

№38, ноябрь 2015
№38
Материал из газеты

После масштабной реновации парижский музей представляет новую программу выставок с акцентом на современное искусство. Новый директор предполагает проводить каждый год две большие выставки — мэтра contemporary art и молодой восходящей звезды

Церемония открытия (справа налево): президент музея Лоран Ле Бон и Анна Бальдассари с президентом Франции Франсуа Олландом и министром культуры Франции Флер Пеллеран
Церемония открытия (справа налево): президент музея Лоран Ле Бон и Анна Бальдассари с президентом Франции Франсуа Олландом и министром культуры Франции Флер Пеллеран

Через год после торжественного открытия обновленного здания Музей Пикассо в Париже вновь преподносит сюрпризы. В честь своего 30-летия здесь впервые представят самую крупную в мире коллекцию работ Пабло Пикассо. Президент музея Лоран Ле Бон старается воодушевить сотрудников и восстановить репутацию учреждения после сомнительной реновации, растянувшейся на пять лет.

Директор планирует устраивать выставку одного молодого и одного признанного современного художника каждый год. С октября француз Рафаэль Денис показывает инсталляцию, отсылающую к теме разграбления предметов искусства фашистами. За ним в марте последует выставка испанского художника Мигеля Барсело.

Ле Бон хочет найти новых партнеров и сделать коллекцию более узнаваемой. Раньше среди кураторов музей «славился жадностью», ревностно оберегая свои экспонаты. Впервые за его историю 50 работ отправились в нью-йоркский Музей современного искусства на выставку Скульптура Пикассо. В свою очередь, МоМА в марте отправит в Париж работы из собственного собрания, которые войдут в ретроспективу, посвященную бронзам художника.

Лоран Ле Бон также планирует делать две большие выставки в сезон. В 2017 году он обещал представить экспозицию, посвященную Ольге Хохловой, первой жене Пикассо, которую мастер запечатлел в своих рисунках в стиле Энгра (раньше они не были оценены искусствоведами по достоинству). Следующая экспозиция музея будет целиком отдана 1932 году, когда Пикассо делает скульптуру Голова женщины (портрет его возлюбленной Мари-Терез Вальтер), ставшую символом периода «большой эротики». Также на будущий год Ле Бон наметил крупную выставку в партнерстве с Фондом Альберто и Аннет Джакометти, где впервые будут проводиться параллели между работами Пикассо и Альберто Джакометти.

Показ новой постоянной коллекции — первая инициатива Лорана Ле Бона после скандального увольнения с поста директора музея в прошлом году искусствоведа Анны Бальдассари (в рамках неофициального соглашения с музеем Бальдассари уже после своего ухода занималась дебютной выставкой после повторного открытия музея).

Пересмотр коллекции был сделан, чтобы показать, что «Пикассо — исследователь и ученый, а не бренд», объясняет Ле Бон. «Мы хотим, чтобы люди, попадая в его студию, видели личность, человека, видели всю его повседневную жизнь». На выставке, занимающей 40 залов, представлено около 1 тыс. объектов, в том числе 400 открыток, писем и газетных вырезок. На первом этаже музея кураторы постарались воссоздать дух и атмосферу эпохи, в которую жил художник, выставив, например, пару крошечных проволочных скульптур и открытку от Сальвадора Дали. Хронологическая экспозиция на втором этаже начинается с прибытия Пикассо в Париж в 1900 году и завершается его ретроспективой в Авиньоне в 1973-м.

Верхние этажи — тематические: одна галерея посвящена политической жизни Пикассо, другая рассказывает историю его взаимоотношений с моделями, дружбы с художниками Жоаном Миро и Анри Матиссом. Новая экспозиция призвана проиллюстрировать «рабочий процесс художника, сделав архивы центром выставки, связав их со скульптурами и картинами», говорит Ле Бон. Коллекция музея, которая досталась ему от семьи и Фонда Пикассо, включает в себя почти 5 тыс. произведений искусства и 200 тыс. архивных документов.

Публика с энтузиазмом открывает для себя великого мастера современного искусства во дворце, носящем его имя. За прошедший год здесь побывало почти 1 млн посетителей. Причем 70% из них — французы, и это замечательный показатель для национального музея (70% посетителей Лувра — иностранцы).

Тем не менее непродуманная реновация, ставшая причиной увольнения Бальдассари, оказывается большим препятствием в перепланировке экспозиции. Пока на территории нет офиса для дирекции и персонала, а прилегающее здание еще на реконструкции. Также нет отдельной выставочной галереи или пространства для промежуточного хранения работ, а кафе и лекторий недостаточно большие для музея такого формата.

Стиль управления Лорана Ле Бона выгодно отличается от методов его предшественницы, критикуемой за чрезмерную авторитарность. Он «обсуждает основные аспекты организации выставки и экспозиции с сотрудниками, и каждый из нас курирует свой раздел», рассказывает Эмили Бювар, одна из четырех кураторов музея.

Материалы по теме:
Хобби каталонца
Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
7
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+