18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Плагиат или «шаньчжай»?

№38
Материал из газеты

Яёи Кусама и Random International стали очередными жертвами китайской индустрии подделок. В торговых центрах Китая появляются безвкусно-аляповатые реплики, напоминающие произведения популярных художников

В Китае слово «шаньчжай», которое буквально переводится как «укрепленный пункт в горах», а позже стало применяться к горным разбойникам, теперь означает индустрию копий. Мобильные телефоны, автомобили и даже некоторые предметы искусства, причем часто весьма креативно переосмысленные, — все это может быть отнесено к «шаньчжай», но пиратством в Поднебесной не считается.

В августе этого года, за день до азиатской премьеры Rain Room (Комнаты дождя) лондонского коллектива Random International в музее «Юз» в Шанхае, в одном из роскошных торговых центров города открылось безвкусно-аляповатое Rain Show (Шоу дождя). Это шоу длилось не больше недели, а вот в торговых центрах Шанхая и Пекина есть постоянно работающие «звездные комнаты», напоминающие Бесконечную зеркальную комнату Яёи Кусамы.

Шанхайская художественная галерея Star Art открыла свою «звездную комнату» в апреле 2014 года, через месяц после невероятно популярной выставки Яёи Кусамы Сон, который я видела, проходившей по соседству в Музее современного искусства. Причем в студии художницы о ее существовании узнали только после того, как мы обратились к ней за комментариями.

«Все совершенно законно, потому что мы получили свой патент», — утверждает Лю Шэнхуэй, менеджер Star Art. По его словам, «концепция дизайна» «звездных комнат» совершенно оригинальна, потому что в них используются абсолютно другие виды освещения: огней больше, чем у Кусамы, нет бассейна с водой и смотровой площадки. Он описывает инсталляцию как «комнату кривых зеркал». Патент Star Art — лишнее свидетельство того, как трудно в Китае с защитой художественной и интеллектуальной собственности. Городок Дафэнь — столица репродуцирования западных классических шедевров и модных китайских современников. Выставка Copyleft в музее современного искусства «Электростанция» как раз поднимает вопросы копирования и творческого переосмысления, а также рассматривает феномен «шаньчжай» в китайском искусстве.
В 2013 году в Пекине появился похожий на гигантскую гальку небоскреб Wangjing Soho, удивительным образом напоминающий проект Захи Хадид. А недавно в городе Карамай возвели скульптуру, практически неотличимую от Небесных врат Аниша Капура в Чикаго. Британский художник был возмущен этим «вопиющим плагиатом».

Ханнес Кох, один из создателей Комнаты дождя, назвал скопированное с нее Шоу дождя «веселеньким»: «Нужно смотреть на все проще, относиться философски, а не ныть, потому что, если ты в Китае, остановить это невозможно — приходится мириться с фейками». По его словам, накануне приезда в Китай Random International как раз шутили насчет преданного поклонника Захи Хадид. «Мы решили: ребята, давайте держать все фотографии в секрете, и, может, так подделка не появится хотя бы до открытия оригинала». Шоу дождя работало с 28 августа по 6 сентября в специальном павильоне в Jing’an Kerry Centre. При этом на его тенте красовался логотип Vogue China’s Fashion’s Night Out, ежегодного модного шопинг-фестиваля. Пресс-секретарь китайской версии журнала Vogue заявил, что их логотип использовался без разрешения, то есть налицо двойное нарушение авторских прав. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
5
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+