18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Плагиат или «шаньчжай»?

№38
Материал из газеты

Яёи Кусама и Random International стали очередными жертвами китайской индустрии подделок. В торговых центрах Китая появляются безвкусно-аляповатые реплики, напоминающие произведения популярных художников

В Китае слово «шаньчжай», которое буквально переводится как «укрепленный пункт в горах», а позже стало применяться к горным разбойникам, теперь означает индустрию копий. Мобильные телефоны, автомобили и даже некоторые предметы искусства, причем часто весьма креативно переосмысленные, — все это может быть отнесено к «шаньчжай», но пиратством в Поднебесной не считается.

В августе этого года, за день до азиатской премьеры Rain Room (Комнаты дождя) лондонского коллектива Random International в музее «Юз» в Шанхае, в одном из роскошных торговых центров города открылось безвкусно-аляповатое Rain Show (Шоу дождя). Это шоу длилось не больше недели, а вот в торговых центрах Шанхая и Пекина есть постоянно работающие «звездные комнаты», напоминающие Бесконечную зеркальную комнату Яёи Кусамы.

Шанхайская художественная галерея Star Art открыла свою «звездную комнату» в апреле 2014 года, через месяц после невероятно популярной выставки Яёи Кусамы Сон, который я видела, проходившей по соседству в Музее современного искусства. Причем в студии художницы о ее существовании узнали только после того, как мы обратились к ней за комментариями.

«Все совершенно законно, потому что мы получили свой патент», — утверждает Лю Шэнхуэй, менеджер Star Art. По его словам, «концепция дизайна» «звездных комнат» совершенно оригинальна, потому что в них используются абсолютно другие виды освещения: огней больше, чем у Кусамы, нет бассейна с водой и смотровой площадки. Он описывает инсталляцию как «комнату кривых зеркал». Патент Star Art — лишнее свидетельство того, как трудно в Китае с защитой художественной и интеллектуальной собственности. Городок Дафэнь — столица репродуцирования западных классических шедевров и модных китайских современников. Выставка Copyleft в музее современного искусства «Электростанция» как раз поднимает вопросы копирования и творческого переосмысления, а также рассматривает феномен «шаньчжай» в китайском искусстве.
В 2013 году в Пекине появился похожий на гигантскую гальку небоскреб Wangjing Soho, удивительным образом напоминающий проект Захи Хадид. А недавно в городе Карамай возвели скульптуру, практически неотличимую от Небесных врат Аниша Капура в Чикаго. Британский художник был возмущен этим «вопиющим плагиатом».

Ханнес Кох, один из создателей Комнаты дождя, назвал скопированное с нее Шоу дождя «веселеньким»: «Нужно смотреть на все проще, относиться философски, а не ныть, потому что, если ты в Китае, остановить это невозможно — приходится мириться с фейками». По его словам, накануне приезда в Китай Random International как раз шутили насчет преданного поклонника Захи Хадид. «Мы решили: ребята, давайте держать все фотографии в секрете, и, может, так подделка не появится хотя бы до открытия оригинала». Шоу дождя работало с 28 августа по 6 сентября в специальном павильоне в Jing’an Kerry Centre. При этом на его тенте красовался логотип Vogue China’s Fashion’s Night Out, ежегодного модного шопинг-фестиваля. Пресс-секретарь китайской версии журнала Vogue заявил, что их логотип использовался без разрешения, то есть налицо двойное нарушение авторских прав. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+