18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Плагиат или «шаньчжай»?

№38
Материал из газеты

Яёи Кусама и Random International стали очередными жертвами китайской индустрии подделок. В торговых центрах Китая появляются безвкусно-аляповатые реплики, напоминающие произведения популярных художников

В Китае слово «шаньчжай», которое буквально переводится как «укрепленный пункт в горах», а позже стало применяться к горным разбойникам, теперь означает индустрию копий. Мобильные телефоны, автомобили и даже некоторые предметы искусства, причем часто весьма креативно переосмысленные, — все это может быть отнесено к «шаньчжай», но пиратством в Поднебесной не считается.

В августе этого года, за день до азиатской премьеры Rain Room (Комнаты дождя) лондонского коллектива Random International в музее «Юз» в Шанхае, в одном из роскошных торговых центров города открылось безвкусно-аляповатое Rain Show (Шоу дождя). Это шоу длилось не больше недели, а вот в торговых центрах Шанхая и Пекина есть постоянно работающие «звездные комнаты», напоминающие Бесконечную зеркальную комнату Яёи Кусамы.

Шанхайская художественная галерея Star Art открыла свою «звездную комнату» в апреле 2014 года, через месяц после невероятно популярной выставки Яёи Кусамы Сон, который я видела, проходившей по соседству в Музее современного искусства. Причем в студии художницы о ее существовании узнали только после того, как мы обратились к ней за комментариями.

«Все совершенно законно, потому что мы получили свой патент», — утверждает Лю Шэнхуэй, менеджер Star Art. По его словам, «концепция дизайна» «звездных комнат» совершенно оригинальна, потому что в них используются абсолютно другие виды освещения: огней больше, чем у Кусамы, нет бассейна с водой и смотровой площадки. Он описывает инсталляцию как «комнату кривых зеркал». Патент Star Art — лишнее свидетельство того, как трудно в Китае с защитой художественной и интеллектуальной собственности. Городок Дафэнь — столица репродуцирования западных классических шедевров и модных китайских современников. Выставка Copyleft в музее современного искусства «Электростанция» как раз поднимает вопросы копирования и творческого переосмысления, а также рассматривает феномен «шаньчжай» в китайском искусстве.
В 2013 году в Пекине появился похожий на гигантскую гальку небоскреб Wangjing Soho, удивительным образом напоминающий проект Захи Хадид. А недавно в городе Карамай возвели скульптуру, практически неотличимую от Небесных врат Аниша Капура в Чикаго. Британский художник был возмущен этим «вопиющим плагиатом».

Ханнес Кох, один из создателей Комнаты дождя, назвал скопированное с нее Шоу дождя «веселеньким»: «Нужно смотреть на все проще, относиться философски, а не ныть, потому что, если ты в Китае, остановить это невозможно — приходится мириться с фейками». По его словам, накануне приезда в Китай Random International как раз шутили насчет преданного поклонника Захи Хадид. «Мы решили: ребята, давайте держать все фотографии в секрете, и, может, так подделка не появится хотя бы до открытия оригинала». Шоу дождя работало с 28 августа по 6 сентября в специальном павильоне в Jing’an Kerry Centre. При этом на его тенте красовался логотип Vogue China’s Fashion’s Night Out, ежегодного модного шопинг-фестиваля. Пресс-секретарь китайской версии журнала Vogue заявил, что их логотип использовался без разрешения, то есть налицо двойное нарушение авторских прав. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+