18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Между разнообразием и повторением

Культурный фонд BREUS Foundation опубликовал лонг-лист номинантов IX Независимой ежегодной премии Кандинского

После двух туров голосования экспертный совет остановился на 16 претендентах в номинации «Проект года», 10 — в номинации «Молодой художник. Проект года», а также отобрал 5 монографий, теперь соревнующихся в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства».

Среди этих последних — такие очень разные произведения, как «статья, посвященная связям творчества Дмитрия Александровича Пригова с европейской живописью», нью-йоркского искусствоведа и арт-критика, приглашенного профессора Йеля и MIT Марека Бартелика (надо полагать, тезисы этой статьи как-то будут совпадать с докладом профессора Бартелика «Вклад Пригова в современное искусство с точки зрения западного критика» на V Международных Приговских чтениях в Центре эстетического воспитания «Мусейон» при ГМИИ им. Пушкина 5 ноября) и последняя книга скончавшейся год назад Веры Дмитриевны Дажиной «Великая война (1914–1918) и судьбы европейского искусства» издательства «БуксМАрт». Есть двухтомник Валерия Подороги «Второй экран. С.Эйзенштейн и кинематограф насилия», включающий тексты, уже публиковавшиеся в первой половине 1990-х, и изданная «Новым литературным обозрением» книга Лёли Кантор-Казовской «Гробман|Grobman» — собрание теоретических текстов и статей Михаила Гробмана плюс каталог произведений, включенных в проект «Гробман. 4 выставки» в ММОМА в декабре 2013 — январе 2014 года. Замыкает список номинации «Научная работа» сборник статей «Медиа между магией и технологией» (составители Нина Сосна и Ксения Федорова), вышедший в издательстве «Кабинетный ученый».

Список номинации «Молодой художник» разнообразен еще приятнее.

Приятно разнообразна география — от Парижа (где учились Екатерина Васильева и Ганна Зубкова, перформанс 11 августа 2014 года «Революционная ось») до Красноярска (где местных жителей развозили на такси, попутно просвещая лекцией, Алексей Мартинс и Игорь Лазарев — «Как рассказать об искусстве сибирскому городу», 18–19 октября 2014 года), хотя понятно, что подавляющее большинство представленных на соискание премии работ были сделаны все-таки в Москве.

Приятен диапазон жанров, пленивший экспертный совет, — от одиноко-стоического видео (Антонина Баевер, «Социализм во сне», премьера состоялась летом 2014 года на площадке парка «Музеон») и классической фотосерии («Мценск» Анастасии Цайдер), а также суперклассической, темпера по левкасу, живописи («Закрытая Россия» Таисии Коротковой в галерее «Триумф», апрель 2015 года) до крупномасштабного объекта («Пустой дом» Артема Филатова и Владимира Чернышева на выставке в Музее Москвы, главном проекте IV Московской международной биеннале молодого искусства 2014 года) и внушительной всеохватной инсталляции (Илья Долгов, «Модель природы, модель Гёте» в XL Projects на «Винзаводе», март 2015 года). Баевер, для которой это третий год среди номинантов на «Молодого художника», и Долгов, лауреат «Инновации» 2011 года, как кажется, фавориты. Касательно остальных следует отметить: Короткова уже получала Премию Кандинского в 2011 году — в этой же номинации, пополам с дуэтом Recycle Group; Анастасия Потемкина и ее страдательные «Несколько слов о вежливости» в петербургской «Тайге» в рамках Manifesta 10 будут рассматриваться в ракурсе одновременного участия художницы в главной номинации премии, в составе группы «Лаборатория городской фауны» (проект «Зелень внешняя» в павильоне «Зерно» на ВДНХ в октябре прошлого года, совместно с Алексом Булдаковым); что же касается обаятельных красноярцев, они могли бы прокатить у себя в такси, допустим, даже жюри премии, тем не менее почему-то кажется, что жюри их тоже прокатит, — а впрочем, как говорится, время покажет.

Теперь о главном.

В главной номинации конкурируют проекты, в большинстве своем осуществленные еще в прошлом году, в основном в октябре — ноябре. Плодотворной выдалась прошлая осень (согласно правилам в конкурсе могут участвовать работы, законченные не ранее чем за два года до даты окончания приема заявок на участие, так что среди конкурентов могли бы встретиться проекты и 2013 года), из-за чего лонг-лист Премии Кандинского вызывает ощущение вроде дежавю — не в первый раз, опять же, но теперь как-то особенно сильно. Взять, например, серию картин Дмитрия Гутова «Жизнь тяжела, но, к счастью, коротка» (март 2014 года, галерея «Триумф») или перформанс Лизы Морозовой «Родина-мать», представленный на вернисаже «do it Москва» в «Гараже» той же весной, — все это происходило как будто очень давно, в другой жизни (что отметила, кстати, Морозова, когда анализировала немного наивный пацифистский месседж своего выступления; позже, летом того же года, когда война в Донбассе развернулась вовсю, ее высказывание, по мнению художницы, было бы совершенно другим). Выставка «Макаревич — Елагина: анализ искусства» в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу была показана весной — летом 2015 года, но представляла собой, рассуждая концептуально, ремейк выставки Игоря Макаревича и Елены Елагиной In Situ 2009 года в венском Музее истории искусств, правда на отечественном материале и для отечественного зрителя (а теперь и для отечественной премии).

Собственно, впечатление «где-то я это уже видел» вызывать может как список в целом («другых пысатэлэй у меня для вас нэт» — и на премию 2015 года претендуют Ирина Нахова, лауреат Премии Кандинского — 2013, и Александр Бродский, лауреат Премии Кандинского — 2010, и AES+F, лауреаты Премии Кандинского — 2012), так и отдельные произведения. Скажем, Семен Файбисович — его персональную выставку в Новом Манеже только что неожиданно отменили — выставку «Мой двор» в «Риджине» сделал с тем же объективистски честным подходом, в той же манере и примерно с тем же натурным материалом, что и серию, с которой претендовал на эту премию в 2009 году (вернувшийся несколько лет назад к живописи Файбисович, как известно, фотореалист, то есть рисует по фотографии; объективы у мобильников похуже, чем в настоящих камерах, живопись стала — соответственно). А такому зрителю, кто может с ходу отличить давний видеофриз Allegoria Sacra группы AES+F (за что группе давали премию три года назад) от нынешнего Inverso Mundus, оргкомитет мог бы и отдельный приз учредить — поощрительный приз, разумеется. Скажем, в виде билетов на показ следующей их работы, когда такая появится — а она ведь появится, иначе и быть не может.

Велика вероятность того, что в этом году главный приз впервые достанется кому-нибудь повторно — либо жюри придется специальным образом изворачиваться, избегая в списке, доставшемся ему от экспертного совета, прежних лауреатов и, соответственно, голосуя за новые имена (а значит, может быть, не столь респектабельные, не премиум-класса произведения). В таком случае шансы, скажем, Хаима Сокола и его пролетарской инсталляции «Спартак. Times New Roman» (ЦТИ «Фабрика», октябрь 2014 года) или трюкачески-иллюзионистического «Аквариума» Дмитрия Булныгина (Мультимедиа Арт Музей, февраль 2015 года) возрастают многократно.

Шорт-лист Премии Кандинского огласят в ноябре после третьего этапа голосования — с участием международного жюри, а торжественное вручение премии запланировано на 10 декабря 2015 года.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+