Три выставки недели

Графика Малевича и его круга в Третьяковской галерее, впервые воссоединившийся триптих Николая Рериха в Музее Востока, масштабные проекты Павла Пепперштейна и группы AES+F в Мультимедиа Арт Музее

Триптих Николая Рериха – «Мадонна Орифламма», «Святой Сергий» и «Святой Франциск»
Триптих Николая Рериха – «Мадонна Орифламма», «Святой Сергий» и «Святой Франциск»

Выставка «Под знаком Малевича» в Государственной Третьяковской галерее приурочена к 100-летию самой знаменитой, до сих пор вызывающей ожесточенные споры картины ХХ века — «Черного квадрата» Казимира Малевича (1878–1935). Выставки Малевича устраивались и будут устраиваться еще не раз в ведущих отечественных и мировых музеях. Но открывшаяся теперь в Третьяковке — уникальна: представлена графика Малевича и его учеников, мало известная широкой публике хотя бы потому, что по правилам музейного хранения из-за хрупкости может выставляться только временно, по случаю. Да и в печатных изданиях она воспроизводится не столь часто, как живопись. Музей из своих запасников извлек, помимо произведений самого основателя супрематизма, работы Надежды Удальцовой, Ольги Розановой, Ивана Клюна, Любови Поповой, Николая Суетина и Ильи Чашника, Эль Лисицкого, Константина Рождественского, Веры Ермолаевой и Нины Коган. То есть здесь представлен, без преувеличения, весь цвет русского авангарда. Был только один критерий отбора работ: все они относятся только ко времени интенсивного сотрудничества этих художников с Малевичем. До 14 февраля.


Любое событие, связанное с именем Николая Рериха (1874–1947), не говоря уже о выставке, вызывает огромный интерес у многочисленных поклонников этого художника. Биография Рериха необычна: родился, учился живописи и работал в Петербурге, участвовал в выставках Союза русских художников, «Мира искусства», после революции уехал в Лондон, затем в США (1920–1923), где основал Музей Рериха, затем (с 1928 года) жил в Индии, где к его напоминающим древнерусские фрески монументальным полотнам на любимые им темы из истории и мифологии дохристианской и христианской Руси добавились индийские сюжеты. Помимо творчества, Рерих занимался общественной деятельностью. Выставка в Государственном музее искусства народов Востока приурочена к 80-летию Пакта Рериха — первого международного договора о защите культурных ценностей, инициатором которого был художник — и представляет его знаменитый триптих, написанный в 1932 году. Центральная его часть — «Мадонна Орифламма», две картины по бокам — «Святой Франциск» (как и «Мадонна», хранящийся в Музее Рериха в Нью-Йорке) и «Святой Сергий» из Третьяковской галереи. В России после своего создания они воссоединились впервые. До 22 ноября.


Тех, кто интересуется современным искусством, в Мультимедиа Арт Музее, Москва ждут выставки московских, но давно завоевавших широкое международное признание художников. Одна из них реконструирует инсталляцию 2009 года «Победа над будущим» одного из самых ярких представителей московского концептуализма Павла Пепперштейна. Она впервые была показана в 2009 году в российском павильоне Венецианской биеннале. Второй проект в экспозиции — живописный и демонстрируется впервые. До 15 ноября. Еще одна выставка в том же музее представляет новую работу группы AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес) Inverso Mundus («Перевернутый мир»), первый показ которой тоже прошел на Венецианской биеннале, в мае этого года. Монументальные проекты AES+F на осовремененные иносказательно-мифологические темы с использованием разных техник — от традиционных живописи и скульптуры до фотографии и видео с использованием новейших технологий — всегда невероятно зрелищны. Что в полной мере относится и к этой трехканальной видеоинсталляции на сюжет старинной гравюры с карнавальным сюжетом и персонажами. До 29 ноября.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+