18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Есть ли жизнь на Art’е?

Дебаты The Art Newspaper в Британском музее

В Британском музее в Лондоне состоялось необычное ток-шоу. Математик, теолог, военный и писатель были опрошены королевским адвокатом с целью выяснить, зачем нужно искусство. Таким способом британская газета The Art Newspaper, ныне флагман мировой сети изданий об искусстве, к которой принадлежит и The Art Newspaper Russia, отметила 25-летие выхода своего первого номера. Идея дебатов, когда люди, не связанные профессионально с искусством, рассуждают о его целях и предназначении, принадлежит основателю (вместе с издателем Умберто Аллеманди) и редакционному директору The Art Newspaper Анне Сомерс Кокс и поддержана Volkswagen. «Искусство — это то, что нас объединяет, — говорит издатель и владелец The Art Newspaper Инна Баженова, — независимо от национальности, политических убеждений, возраста или пола. Это территория, где человек вспоминает о своем высоком предназначении и об ответственности перед прошлым и будущим. Вот уже 25 лет The Art Newspaper выполняет достойную миссию — быть проводником на территории искусства».

Анна Сомерс Кокс поприветствовала публику, собравшуюся в Зеленом зале музея, и представила спикеров-«свидетелей». В роли судьи, заслушивающего показания, выступил директор Британского музея Нил Макгрегор. Он пошутил, что дебаты напоминают ему прения в палате лордов; и в самом деле, и сам господин Макгрегор, и выступавшие вслед за ним продемонстрировали высший класс британского красноречия и чувства юмора.

Первым начал профессор математики из Кембриджа и драматург Джон Берроу, чья специализация — астрономия и космология, однако сам себя он отрекомендовал как специалиста «по всей Вселенной». Он посвятил свою речь тому, чем искусство отличается от математики и вообще от науки, затронул вопрос симметрии, которая является воплощением красоты для ученых, но часто нарушается в искусстве, несколько раз упомянул художника Джексона Поллока и термин «фракталы» и в конце своей речи подошел к «революции десктопов», когда достижения математики совпали с творческой свободой, что позволило «всем делать искусство». Отвечая на вопросы адвоката, баронессы Хелены Кеннеди, он сформулировал свой принцип того, что же такое искусство: «то, что хочется повторить и увидеть еще раз».

За ним на трибуну вышла писатель, теолог Карен Армстронг. Известная в Великобритании интеллектуалка сразу взяла высокую философскую ноту, сообщив, что «искусство — это то, что делает нас людьми, что дает нам смысл». Она подчеркнула в своей речи близость искусства и религии, немного порассуждала об облаках как метафоре художественного высказывания и завершила спич тезисом о том, что «понимать искусство — это тяжелая работа».

Госпожу Армстронг сменил писатель, букеровский лауреат Бен Окри. Следуя своему амплуа, он построил речь почти как стихи, как цепочку цитат и афоризмов, каждый из которых публика встречала аплодисментами. Самым популярным в его выступлении стало слово «трансформация», хотя далеко не все готовы были согласиться с его утверждением, что «искусство нельзя измерить и проанализировать». Бен Окри настаивал на том, что художников нельзя заставлять быть «полезными», искусство — «это наши высшие глаза, высшие уши и высшие прикосновения».

Наконец, завершал дебаты бывший полковник армии Саудовской Аравии и по совместительству концептуальный художник Абдулнассер Харем. Он предстал перед публикой в национальном наряде — белой джеллабе и арафатке, но при этом в европейских ботинках и полосатых носках. Его облачение вполне отвечало тому двойственному положению, в котором он оказался и о котором рассказывал: «с утра офицер, вечером — художник». Искусство он пытался также определить как сумму противоречащих друг другу функций, в результате складывающихся в нечто гармоничное. Адвокат же допытывалась о практических вещах, а именно: верно ли, что запрет на фигуративные изображения сделал его концептуалистом, художником абстракций? Господин Харем отшучивался, что любую фигуру можно расчленить на отдельные части. «То есть нарезать, как колбасу?» — спрашивала адвокат. В этом месте зал с облегчением захохотал. Нил Макгрегор подвел итоги дискуссии.

Гости, среди которых были представители лондонской художественной среды, как скульптор Энтони Гормли, международные фигуры, как арт-консультант Николас Ильин, русские лондонцы — международный директор аукционного дома Phillips Светлана Марич и куратор и издатель Светлана Аджубей, специально приехавшая из Москвы директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова и многие другие, остались очень довольны вечером и особенно возвышенным характером дискуссии.

The Art Newspaper планирует продолжить дебаты в других городах и странах и с другими спикерами: в Эрмитаже, в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Музеях Ватикана.

Материалы по теме:
Искусство призовут к ответу
Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+