18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж с Алексеем Тархановым: FIAC для маленьких

В парижском центре моды и дизайна на Аустерлицкой набережной, так называемых Доках (Les Docks — Cité de la Mode et du Design), завершилась вторая, дополнительная программа ярмарки современного искусства FIACOfficielle. Здесь выставлялось 19 французских галерей и 50 иностранных, 17-ти национальностей. За шесть дней работы ярмарки в «Доках» побывало более 13 тыс. человек.

Директор FIAC Дженнифер Флей сделала из «off» полное слово, но полноценной ярмаркой Officielle из-за этого так и не стала. Идея Флей понятна. Не каждая молодая галерея может купить себе место под стеклянной крышей Гран-пале, не каждая готова заплатить €500 за квадратный метр, не каждая чувствует себя хорошо рядом с художественными «мейджорами», торгующими Пикассо, Модильяни, Уорхолом, Лихтенштейном. В то же время FIAC несомненно нужна новая кровь. Так отведем же им другое пространство, подешевле, направим туда публику помоложе, поможем выставить искусство посвободнее, порадикальнее.

Но в новом здании на набережной у Аустерлицкого вокзала нет ни легкости и свободы, ни того ощущения единственности и торжественности события, которое есть в Большом дворце. Этаж «Доков» — выставочная коммуналка, разделенная на маленькие клетушки, мало отличающиеся друг от друга. Ходить здесь — не развлечение и не зрелище, а довольно утомительная работа. Вещи преимущественно малоформатные, художников — толпа; в отличие от Пикассо и Лихтенштейна, они живы и здоровы и даже иногда присутствуют на стенде. Мало какой посторонний посетитель, мне кажется, способен был преодолеть эту монотонную манеру представления, найти то, что ему нравится, и тем более решиться на покупку.

Officielle, заявленная как самая демократическая часть ярмарки, оказалась самой его закрытой частью. Найти здесь лучшее могли только профессионалы. Видимо, в этот инкубатор должны были ходить галеристы из «большого» FIAC, чтобы наметить тех художников, которых на следующий год можно поднять до «on»-программы.

The Art Newspaper Russia уже упоминала художницу из Саудовской Аравии Маху Маллух. Это очень интересное, энергичное и по-хорошему дикое искусство, превращающее домашние предметы в скульптуры и картины. Высокая колонна, собранная из эмалированных тазов, или расплющенная до состояния настенного рельефа бочка из-под горючего. Мозаика из предметов прошлого — магнитофонных кассет (жаль, что надписи на них только на арабском и нельзя оценить ее солидарный звук). Фотограммы в духе Ман Рэя — размещенные на пленке столовые приборы. Готовый, интересный художник — впрочем, известный задолго до явления в «Доках». Галерея Selma Feriani из Туниса, имеющая представительство в Лондоне, работает с ней уже давно и поступила совершенно правильно, превратив свой стенд в ее маленькую выставку.

В галерее Ritsch-Fisch из Страсбурга среди прочего выставлены многодельные ящики-диорамы, напоминающие кукольные домики, собранные из ракушек. Их автор — родившийся в 1919 году в Алжире Поль Амар. Француз, еврей-сефард и католик, он приехал во Францию с волной алжирской иммиграции, шоферил в такси, пока не стал художником, причем таким, которого не назовешь «самодеятельным». Его «Религиозный храм» и «Планета обезьян» еще и подсвечены лампочками, которые галеристы включают для привлечения публики. Это одни из самых дорогих работ на Officielle: за храм просили €65 тыс.

Огромные и лихие цветные ню британки Миры Данси выставляла парижская галерея Hussenot. Американец Эван Робартс построил в Jeanrochdard (Брюссель — Париж) раскрашенные строительные леса — нечто вроде выведенных в пространство цветных клеток Пита Мондриана. Германский художник Famed украсил стену бокса лейпцигской ASPN огромной надписью «We are on Fire — I’m So Fuking Tired». Ничуть не менее энергичная работа, чем светописи Джеффа Кунса или Трейси Эмин в Гран-пале.

Заметна была выставка поляков «Варшава. 1970-е», которую привезла галерея Pola Magnetyczne. Главный экспонат — огромная ширма-складень Виктора Гутта, где с одной стороны сотни фотографий узников концлагерей в полосатых лагерных пижамах, с другой — снимки индейцев, африканцев, азиатов, которых тоже превращали в рабов, не видя в этом ничего из ряда вон выходящего. Или два листа Терезы Гьерински «Следы дружбы», на которых собраны изображения памятников советско-польской дружбы. Синий ксерокс по фотографии напоминает то ли чертежные синьки, то ли дельфтские плитки.

Специалист по африканскому искусству Андре Маньин выставил не только Шери Самба — художника, прославившегося на собранной им же для Фонда Cartier выставке конголезцев «Красота Конго», — но и кресло-трон из гильз и автоматных рожков мозамбикца Гонсало Мабунда. Его страшноватые троны показывали в этом году на Венецианской биеннале в Арсенале, и вот теперь его арсенал пошел на продажу.

Принадлежащий галерее Semiose большой стенд «prints, things and books by artists» продавал 16 сериграфий размером 70×50 см, отпечатанных тиражом в 100 экземпляров и стоящих €100 каждая. Они были развешены на стене, как на витрине. Упакованные коробочки с листами стояли под ними, видно было, какие отпечатки берут, а какие не пользуются спросом. Инсталляция как продажа и продажа как инсталляция. Хорошая идея, быть может, единственная, подходившая пространству и духу Officielle, которая, однако, не может стать всеобщей.

Кураторы и галеристы всячески пытались добиться того, чтобы к парижской ярмарке не применяли определение «супермаркет искусств». За исключением «prints, things» ярмарка Officielle и вправду не похожа на супермаркет. Зато похожа на небогатый торговый центр, шопинг-молл искусств с ресторанами, музеями, модными мастер-классами и вот еще — с галерейными лавочками. С одной стороны, это комплимент Дженнифер Флей, сумевшей сделать из «главного» FIAC настоящее зрелище и светское событие, с другой — упрек современному искусству, теряющемуся без рекламы, хрустальных дворцов и моря шампанского на вернисаже.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+