18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новая статья дохода для художников

№37
Материал из газеты

Будут ли художники во всем мире получать процент при вторичных перепродажах их произведенийгалереями и аукционами?

Делегация экспертов в сфере искусства и авторского права, а также представители правительств восьми стран совместно с уполномоченными от Европейского Союза призвали к международному пересмотру прав роялти для художников (в настоящей статье подразумевается вознаграждение по праву следования. — TANR). Это произошло после конференции, проведенной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO) в Женеве.

Иран, Китай, Кения, Судан и Танзания (ни в одной из этих стран на данный момент нет соответствующего законодательства) проголосовали за принятие закона о роялти. Бразилия, Кот-д’Ивуар, Сенегал и ЕС, где законопроект уже прошел, поддержали всемирное решение проблемы. WIPO будет обсуждать этот вопрос в декабре.

Сегодня права роялти, которые в том или ином виде применяются к продажам на вторичном рынке произведений живых либо умерших в течение последних 70 лет художников, существуют в 81 стране. Связанные с этими правами законопроекты либо ожидают решения, либо дискутируются в США, Канаде, Швейцарии, Новой Зеландии и Аргентине.

Основным аргументом в пользу всемирного соглашения является то, что это выровняет возможности, особенно в Китае и США, двух самых крупных арт-рынков мира. Живущий и работающий в Лондоне художник Гордон Ченг объясняет: «Очень большое число продаж осуществляется в странах, не признающих этого права, например в США или Китае. Это несправедливо и наносит урон живущим там художникам, а также художникам, произведения которых там продаются».

Право следования регулируется Бернской конвенцией. Однако его исполнение не является обязательным. По мнению профессора Сэма Рикетсона, представившего на конференции WIPO подготовительное исследование к международному соглашению, одним из решений может быть придание этому праву статуса обязательного. Среди других предложений — принятие соглашения, в котором учитывались бы и приводились к согласию различные национальные законы.

В то же время, согласно отчету, опубликованному Британской федерацией арт-рынка (BAMF), роялти стало одним из факторов, способствовавших 3%-ному снижению доли Великобритании на мировом арт-рынке в 2013 году. Председатель BAMF Энтони Браун, впрочем, считает, что введение роялти имеет минимальное влияние: «В прошлом году выплаты получили всего лишь 2,6% всех художников вообще и 1% британских художников, чьи работы были проданы на аукционах Великобритании. Причем львиная доля поступает „богатым“ художникам, у которых уже есть развитые рынки перепродаж».

Критики отчета BAMF говорят, что его данные вводят в заблуждение, поскольку учитывают лишь аукционные продажи.
Представительница DACS, утверждает, что более половины авторов и наследников-правообладателей, которым заплатили в 2014 году, получили менее £500. Значит, схема «выгодна не только художникам, произведения которых продаются за большие деньги».

Многие художники согласны с этим. Эрве ди Роза, художник и вице-президент парижской Société des Auteurs dans les Arts Graphiques et Plastiques, говорит, что роялти дают альтернативный доход, когда государственное финансирование искусства постоянно сокращается. «Через десять лет во Франции, да и во всем мире, уже не будет министерства культуры. Нам нужно найти новый источник дохода для художников», — считает он.

Работы остается еще очень много, но роялти тем не менее получает распространение. В 2013 году более чем 1,4 тыс. художников и правообладателей по этому закону получили в общей сложности £8,4 млн, что почти вдвое больше, чем в предыдущем году.

Но для некоторых роялти означает не более чем очередное законоположение, препятствующее свободной торговле. «Как только художник продает что-то, оно продано, — говорит лондонский дилер и куратор Кенни Шахтер. — Потом он возвращается в студию и делает еще. Это старинный тип обмена, существовавший тысячелетиями, и его надо оставить без изменений в том виде, в котором он есть сейчас и был всегда».

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+