Новая статья дохода для художников

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

Будут ли художники во всем мире получать процент при вторичных перепродажах их произведенийгалереями и аукционами?

ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ В МИРЕ:Фиолетовый цвет - страны, в которых существует право следованияОранжевый - страны, в которых обсуждается право следованияЖелтый - Страны, где отсутствует право роялти, поддерживающие решение о его глобализацииСерый - информации недостаточно
ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ В МИРЕ:Фиолетовый цвет - страны, в которых существует право следованияОранжевый - страны, в которых обсуждается право следованияЖелтый - Страны, где отсутствует право роялти, поддерживающие решение о его глобализацииСерый - информации недостаточно

Делегация экспертов в сфере искусства и авторского права, а также представители правительств восьми стран совместно с уполномоченными от Европейского Союза призвали к международному пересмотру прав роялти для художников (в настоящей статье подразумевается вознаграждение по праву следования. — TANR). Это произошло после конференции, проведенной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO) в Женеве.

Иран, Китай, Кения, Судан и Танзания (ни в одной из этих стран на данный момент нет соответствующего законодательства) проголосовали за принятие закона о роялти. Бразилия, Кот-д’Ивуар, Сенегал и ЕС, где законопроект уже прошел, поддержали всемирное решение проблемы. WIPO будет обсуждать этот вопрос в декабре.

Сегодня права роялти, которые в том или ином виде применяются к продажам на вторичном рынке произведений живых либо умерших в течение последних 70 лет художников, существуют в 81 стране. Связанные с этими правами законопроекты либо ожидают решения, либо дискутируются в США, Канаде, Швейцарии, Новой Зеландии и Аргентине.

Основным аргументом в пользу всемирного соглашения является то, что это выровняет возможности, особенно в Китае и США, двух самых крупных арт-рынков мира. Живущий и работающий в Лондоне художник Гордон Ченг объясняет: «Очень большое число продаж осуществляется в странах, не признающих этого права, например в США или Китае. Это несправедливо и наносит урон живущим там художникам, а также художникам, произведения которых там продаются».

Право следования регулируется Бернской конвенцией. Однако его исполнение не является обязательным. По мнению профессора Сэма Рикетсона, представившего на конференции WIPO подготовительное исследование к международному соглашению, одним из решений может быть придание этому праву статуса обязательного. Среди других предложений — принятие соглашения, в котором учитывались бы и приводились к согласию различные национальные законы.

В то же время, согласно отчету, опубликованному Британской федерацией арт-рынка (BAMF), роялти стало одним из факторов, способствовавших 3%-ному снижению доли Великобритании на мировом арт-рынке в 2013 году. Председатель BAMF Энтони Браун, впрочем, считает, что введение роялти имеет минимальное влияние: «В прошлом году выплаты получили всего лишь 2,6% всех художников вообще и 1% британских художников, чьи работы были проданы на аукционах Великобритании. Причем львиная доля поступает „богатым“ художникам, у которых уже есть развитые рынки перепродаж».

Критики отчета BAMF говорят, что его данные вводят в заблуждение, поскольку учитывают лишь аукционные продажи.
Представительница DACS, утверждает, что более половины авторов и наследников-правообладателей, которым заплатили в 2014 году, получили менее £500. Значит, схема «выгодна не только художникам, произведения которых продаются за большие деньги».

Многие художники согласны с этим. Эрве ди Роза, художник и вице-президент парижской Société des Auteurs dans les Arts Graphiques et Plastiques, говорит, что роялти дают альтернативный доход, когда государственное финансирование искусства постоянно сокращается. «Через десять лет во Франции, да и во всем мире, уже не будет министерства культуры. Нам нужно найти новый источник дохода для художников», — считает он.

Работы остается еще очень много, но роялти тем не менее получает распространение. В 2013 году более чем 1,4 тыс. художников и правообладателей по этому закону получили в общей сложности £8,4 млн, что почти вдвое больше, чем в предыдущем году.

Но для некоторых роялти означает не более чем очередное законоположение, препятствующее свободной торговле. «Как только художник продает что-то, оно продано, — говорит лондонский дилер и куратор Кенни Шахтер. — Потом он возвращается в студию и делает еще. Это старинный тип обмена, существовавший тысячелетиями, и его надо оставить без изменений в том виде, в котором он есть сейчас и был всегда».

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
4
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
5
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+