18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Александр Косолапов: «Существуют случаи, где ошибались очень именитые люди, значительно более известные, чем я или Елена Вениаминовна»

В Санкт-Петербурге продолжаются судебные слушания по делу Елены Баснер, обвиняемой в посредничестве при продаже поддельной работы Бориса Григорьева коллекционеру Андрею Васильеву. Второго октября в Дзержинском районном суде были допрошены издатель и арт-дилер Леонид Шумаков и эксперт Александр Косолапов. Оба свидетеля вызваны в суд не в первый раз, в различных томах дела есть их показания, которые цитировались во время заседания.

В издательстве Леонида Шумакова «Золотой век» в 2007 году вышла монография Тамары Галеевой «Борис Григорьев». Зная, что Андрей Васильев заинтересован в приобретении произведений Бориса Григорьева, Шумаков показал ему фотографии работы «В ресторане». Получив изображения, коллекционер попросил сведения о провенансе вещи. Полученную от Шумакова информацию он изложил суду следующим образом: вещь происходит из старой ленинградской коллекции, разделенной на две части; эта работа опубликована в таком редком издании, как «Мой журнал для немногих» Александра Бурцева; сотрудник отдела рисунка Государственного Русского музея Юлия Солонович видела вещь и подтверждает ее подлинность — все это стало убеждающим при принятии решения о покупке. В предыдущих показаниях Васильева было неоднократно зафиксировано, что Шумаков непосредственно показывал работу Юлии Солонович. Напротив, Шумаков, не будучи лично знаком с Солонович, утверждал в суде, что только воспроизвел слова Елены Баснер: «Работу видела Солонович». По утверждению свидетеля, вся сделка заняла не больше десяти дней и он не называл имени продавца покупателю и наоборот.

Заведующий отделом научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа Александр Косолапов в 2013 году в качестве аттестованного эксперта Росохранкультуры проводил экспертизу картины «В ресторане» и дал заключение: представленная работа является подделкой, выполненной не раньше 1960–1970-х годов, по-видимому, с оригинала, причем копиист-фальсификатор был ограничен во времени доступа к оригиналу. О неподлинности приобретенной Васильевым вещи свидетельствует множество прямых и косвенных признаков, от использованных пигментов и наличия подготовительного рисунка до качества картона. «Это картина, сложная для определения на глаз, но очень легкая для технологической экспертизы. Ее делал высокий мастер — человек, стоящий большого внимания в художественной среде», — заявил эксперт, добавив, что возможность анализа подобного уровня сегодня есть только у Эрмитажа. Нельзя найти универсального знатока, утверждает Александр Косолапов, эксперт с 45-летним стажем. «Искусствоведы смотрят на картины не так, как технологи. Они используют чувства, глаз и знания, и это называется историко-стилистический анализ. Как правило, это здорово работает, но бывают вещи такого высокого уровня, что не берутся на глаз и которые не распознает ни один искусствовед. Существуют случаи, где ошибались очень именитые люди, значительно более известные, чем я или Елена Вениаминовна», — закончил Косолапов, приведя множество примеров из мировой и собственной практики.

Следующее заседание суда состоится 12 октября. Судебные приставы продолжают разыскивать Муслима Сабирова, передавшего поддельную работу на экспертизу в Центр им. Грабаря, важного для обеих сторон свидетеля.

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+