18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Три самые интересные выставки недели

Юбилейная выставка известного российского перформансиста Андрея Бартенева в Московском музее современного искусства, ретроспектива классика скульптуры ХХ века Луиз Буржуа в «Гараже», архитектурные фантазии Якова Чернихова в музее «Эрарта» в Петербурге

В Московском музее современного искусства открылась ретроспектива легендарного перформансиста Андрея Бартенева. Эта первая и столь масштабная персональная выставка художника, соединяющего в своем творчестве живопись, перформанс, театральное действо, танец и музыку, приурочена к его полувековому юбилею. Выставка развернулась в двух корпусах музея на Гоголевском бульваре и охватывает практически все творчество Бартенева за последние 25 лет. Отдельно собраны его работы 1990-х, времени бурного становления актуального российского искусства, где Бартенев с самого начала был одной из заметных фигур. В основном это работы из личного собрания художника, которые многие посетители выставки увидят впервые. Помимо видеоархива с более 50 перформансами Бартенева, здесь также представлены его знаменитый проект «Снежная королева» (1993) по мотивам сказки Андерсена, выставлявшийся в Третьяковской галерее, а затем в Лондоне в Музее Виктории и Альберта, и не менее известная работа «Ботанический балет» (1992). Второй большой блок — инсталляции и кинетические скульптуры 2000-х. Специально к выставке Бартенев восстановил еще одну известную работу — The Sun Pool (2009), созданную для Фонда Виллема де Кунинга и вошедшую в коллекцию режиссера Роберта Уилсона, с которым художник сотрудничал в 2002–2010 годах. Есть на выставке и новая работа — скульптура «Облепиха» из стали и керамических шаров. Но и это не все. Вторая часть ретроспективы под названием «И зазвенел цветогривый тигр» откроется 10 октября в галерее RuArts. До 8 ноября.


Произведения одного из главных скульпторов ХХ века Луиз Буржуа (1911–2010) в Россию приезжают не впервые. В 2001 году уже была большая выставка франко-американской художницы в Государственном Эрмитаже. Основной массив ее работ в Музей современного искусства «Гараж» привезли из Мюнхена, расширив экспозицию еще и за счет инсталляций из Фонда Луиз Буржуа. В результате собрали более 80 работ Буржуа: помимо скульптур, еще и картины и графику. Успех к Луиз Буржуа пришел довольно поздно — то ли потому, что она из Парижа, где уже стала своей в художественной среде, а затем в 1938 году, выйдя замуж за американца, уехала в Нью-Йорк, то ли потому, что всегда держалась особняком. Как бы то ни было, Музей современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке купил одну из ее скульптур лишь в 1953 году, а первую ретроспективу устроил спустя 30 лет. Тогда и пришла к ней международная слава — биоморфные, физиологичные, часто с эротическим подтекстом скульптуры Буржуа стоят на городских площадях, выставки проходят на самых престижных арт-площадках по всему миру. До 7 февраля.


Из своих проектов реализовать советскому архитектору Якову Чернихову (1889–1951) удалось мало, зато его фантазийная архитектурная графика давно считается классикой авангарда, повлиявшей на многих крупных мастеров архитектуры ХХ века и на современный дизайн. Всемирную известность Чернихову принесли созданные им на рубеже 1920–1930-х годов альбомы архитектурных рисунков: «Основы современной архитектуры», «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933). Чернихов считал приоритетным для архитектора свободное владение языком графики и рисунка, что и внушал неустанно своим ученикам в разных ленинградских вузах, где преподавал. Не утратил Чернихов смелости и оригинальности своих архитектурных фантазий и после того, как авангард в СССР, в том числе архитектурный, был разгромлен и сметен жесточайшей критикой в 1930-е годы. Чернихов не включился в новый архитектурный тренд возвращения к классике и продолжал создавать на бумаге свои «дворцы будущего», которые теперь разве что не излучали оптимизм 1920-х. В экспозиции петербургского музея «Эрарта» — более 170 произведений Якова Чернихова: графика и архитектурные макеты, воссозданные по его чертежам. До 13 декабря.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+