Разработан дизайн музея Константина и Виктора Мельниковых, но многие экспонаты пока недоступны

№37, октябрь 2015
№37
Материал из газеты

Концепция музея не может быть реализована без материалов, ставших заложниками судебного процесса

Бюро Citizenstudio
Бюро Citizenstudio

Работая над созданием Музея Константина и Виктора Мельниковых, в Музее архитектуры им. Щусева решили устроить во дворе дома Мельникова  в Кривоарбатском переулке показ фотографий и чертежей из архива архитектора, которые были обнаружены в ходе недавней описи. На заработавшей сегодня выставке "Открытый Мельников" демонстрируются инсталляции с реализованными и конкурсными проектами - в частности, ДК им. Русакова и так и не построенным зданием Наркомтяжпрома.

У будущего музея Мельниковых тем временем уже появился дизайн постоянной экспозиции. Его разработала московская группа архитекторов Citizenstudio, основанная Михаилом Бейлиным и Даниилом Никишиным. Экспозиция должна будет расположиться в доме садовника усадьбы Талызиных на Воздвиженке, в пешей доступности от дома Мельникова, с которым он в будущем соединится экскурсионным маршрутом. Непростую для экспозиционного пространства планировку здания, состоящего из множества небольших комнат, создатели проекта использовали для реализации концепции «линии жизни» архитектора: сквозь помещения будет проходить своего рода лента — непрерывный белый гипсокартонный подиум и стена из того же материала. Последняя будет изменяться в соответствии с развитием творческой жизни мастера — цельная в периоды расцвета и прерывистая в залах, посвященных времени, когда один из самых известных авангардных архитекторов был фактически изгнан из профессии. Также в одном из залов будет представлена живопись Виктора Мельникова. «Мы не разделяем экспозицию на Константина и Виктора и считаем, что Виктор во многом продолжение Константина. Хотя Виктор был безусловно самостоятельной творческой личностью, наследие отца сыграло огромную роль в его творческом становлении, так что его творчество вплетено в основную линию», — рассказал нашему изданию Даниил Никишин.

Опыт работы с молодыми архитекторами у Государственного музея архитектуры имени А.В.Щусева, филиалом которого является дом Мельникова, давний: в 2013 году Citizenstudio выиграли конкурс на лучшую концепцию музея в доме Мельникова. Их проект Тапки для дома Мельникова предполагал полное невмешательство в облик дома, за исключением реставрационных работ и добавления характерной для музеев на территории бывшего СССР детали — тапочек. Однако в отличие от самого особняка, куда уже сейчас можно попасть с экскурсией, время открытия музея отца и сына Мельниковых туманно. Как рассказал TANR директор Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Павел Кузнецов, оригинальные архивные материалы, завещанные Виктором Константиновичем Музею архитектуры, не могут быть использованы для создания экспозиции до завершения наследственного дела. В своем завещании Виктор Мельников передал государству все свое имущество, включая собственную живопись, предметы мемориальной обстановки особняка, само здание и необходимые для формирования экспозиции архивы. Однако на данный момент судебный процесс не завершен, и Музей архитектуры имеет право только обеспечивать их сохранность. «Мы выражаем скромную надежду на то, что следующий год будет переломным с точки зрения экспозиции», — сообщил Павел Кузнецов.

Самое читаемое:
1
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
2
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
3
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
7
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+