18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Открылся XIII петербургский фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

26 сентября в Петербурге открылся фестиваль фонда «Про Арте» «Современное искусство в традиционном музее». В этом году он проходит в 13-й раз. Возникший в 2000 году фестиваль превратил «традиционные» — ведомственные, естественнонаучные, малые музеи, которых очень много в городе, — в площадки современного искусства и первым для своего времени начал «играть с контекстом».

Фестиваль сделался привычным и год от года все больше смещался в сторону просмотров, подобных «Ночи музеев»: массовый зритель пользовался возможностью посетить прежде всего малодоступные музейные экспозиции, вне зависимости от демонстрировавшегося там современного искусства.

В этом году в первый раз за всю историю существования фестиваль получил куратора: им стала директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова, которая выдвинула тему «гиперлокального» — попытки найти глобальное в локальном, хотя столь масштабный охват пришелся не по зубам подавляющему большинству художников. На этот раз все музеи были сосредоточены в пределах Васильевского острова, а базовой площадкой фестиваля стал творческий кластер «Арт-муза». Здесь развернута экспозиция, где работы участников фестиваля представлены в кратком изложении: все художники выступили со своеобразными эпиграфами к своим проектам, выставив по одному произведению. Кроме того, студенты Владислава Ефимова из группы «Проектная фотография» в Школе Родченко подготовили фотовыставку «Музейное дело».

Среди художников, принимающих участие в нынешнем фестивале, — Дмитрий vtol Морозов с «Симфонией ветров и маятников» в машинном отделении ледокола «Красин»; Маша Годованная с Ярославом Воловодом и Яной Михалиной с феминистской версией истории искусства «Она. Звание художника» в Научно-исследовательском музее Академии художеств; группа МишМаш, внесшие в пространство квартиры Архипа Куинджи вещи и фотографии из собственной мастерской; и другие.

Открытие фестиваля началось с символичного перформанса, устроенного стремительно набирающей популярность петербургской группой художников и акционистов «Север-7». Сперва они вытащили во двор фанерный короб на колесах, который изображал туристический автобус, и предложили зрителям забраться внутрь, а когда «автобус» заполнился, художники попытались сдвинуть его с места, таща за веревки наподобие бурлаков. Социальную двусмысленность этого действа усиливала появившаяся намедни новость о конфликте с арендодателями из «Арт-музы» группы «Что делать?», которая снимала помещение для «ДК Розы» — дискуссионной и выставочной площадки художников и социальных активистов. Другой частью перформанса группы «Север-7» стали лаконичные макеты принимающих участие в фестивале музеев, выполненные из подручных материалов, — «макетность» вообще можно считать отличительной чертой нынешнего фестиваля.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+