18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Альтернативная мода уходит

23 сентября скончалась художница Лариса Лазарева, известная в узких художественных кругах как Лареша. В 1980–1990-е годы Лариса вместе с Региной Козыревой входила в дуэт «Ла-Ре», занимавшийся альтернативной модой. Впрочем, это определение появилось не так давно в связи с выставкой «Альтернативная мода до прихода глянца. 1985–1995» (кураторы Миша Бастер и Ирина Меглинская), где впервые модное движение времен перестройки было структурировано. Глядя на фотографии тех лет, бесконечно удивляешься безумной энергии и беспредельной фантазии поколения, которое творило во времена падения железного занавеса. Когда «оковы пали» и свобода пьянила сильнее, чем любой допинг, казалось, что больше никогда и никто не посмеет что-либо запретить. И эта музыка будет вечной.

Бросив холсты и краски, многие молодые художники занялись тогда модой, которая не имела никакого отношения ни к шитью, ни к индустрии, а только к чистому авангарду. В условиях тотального дефицита, в том числе тканей, новые модельеры конструировали из самых необычных материалов. Дуэт «Ла-Ре» использовал в своих моделях даже искусственный лед, которые добрые друзья по ночам обдирали с трамплина на Воробьевых горах. Костюмы из чашечек от купальников, ДСП, пенопласта, тюля умудрялись быть элегантными и имели безукоризненные конструкции. Технические фишки были отличительной чертой именно «Ла-Ре». Вуаль двигалась на пульте, в ботинки на пластмассовой подошве были вставлены часы, из костюмов выпадали шарики, а из шляпы стреляла пушка. Сама Лариса называла свой стиль «гламурным панком».

Показы новых модельеров часто проходили вместе с выставками и рок-концертами, художники, музыканты, дизайнеры устраивали художественный беспредел, буквально разнося дома культуры и даже подиумы домов мод. Эти дефиле были настоящими перформансами, в которых участвовала московская тусовочная богема. Некоторое время дуэт «Ла-Ре» обитал в Петровском сквоте, основанном Александром Петлюрой. Модные показы у Петлюры превращались в целые спектакли, построенные на импровизации. Там же прошли и персональные выставки Ларисы Лазаревой. Однако «Ла-Ре» были участниками не только сквоттерских показов, но и совершенно официально проходивших событий, например Фестиваля альтернативной моды в Риге, лауреатом которого дуэт становился неоднократно. Показы проходили и в таких необычных местах, как цеха завода, где подиум был построен посреди работающих топок, а хмельные модели, которые боролись с холодом простым русским способом, едва с него не слетали.

В 1990-х «Ла-Ре» предприняли попытку создать коллекцию прет-а-порте вместе с галереей «Аз-Арт» Инны Шульженко. Впрочем, переложить авангард на промышленные рельсы не удалось. Авангардные модельеры тогда нашли себя в клубной культуре. Но с середины 1990-х карнавальный fashion утратил былую энергию. И Лариса Лазарева пришла в отечественный глянец.

К сожалению, многие герои альтернативной моды сегодня позабыты, многие не востребованны и выпали из обоймы «актуальных художников». За последний год ушли еще две легендарные фигуры альтернативной моды: Елена Худякова, давно уехавшая в Лондон, и Виолетта Литвинова. Между тем только сейчас приходит осознание уникальности этого движения. Нашу моду принято упрекать во вторичности, но альтернативная мода 1980–1990-х годов точно останется в истории как оригинальное явление, частью которого была и Лариса Лазарева.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+