18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Альтернативная мода уходит

23 сентября скончалась художница Лариса Лазарева, известная в узких художественных кругах как Лареша. В 1980–1990-е годы Лариса вместе с Региной Козыревой входила в дуэт «Ла-Ре», занимавшийся альтернативной модой. Впрочем, это определение появилось не так давно в связи с выставкой «Альтернативная мода до прихода глянца. 1985–1995» (кураторы Миша Бастер и Ирина Меглинская), где впервые модное движение времен перестройки было структурировано. Глядя на фотографии тех лет, бесконечно удивляешься безумной энергии и беспредельной фантазии поколения, которое творило во времена падения железного занавеса. Когда «оковы пали» и свобода пьянила сильнее, чем любой допинг, казалось, что больше никогда и никто не посмеет что-либо запретить. И эта музыка будет вечной.

Бросив холсты и краски, многие молодые художники занялись тогда модой, которая не имела никакого отношения ни к шитью, ни к индустрии, а только к чистому авангарду. В условиях тотального дефицита, в том числе тканей, новые модельеры конструировали из самых необычных материалов. Дуэт «Ла-Ре» использовал в своих моделях даже искусственный лед, которые добрые друзья по ночам обдирали с трамплина на Воробьевых горах. Костюмы из чашечек от купальников, ДСП, пенопласта, тюля умудрялись быть элегантными и имели безукоризненные конструкции. Технические фишки были отличительной чертой именно «Ла-Ре». Вуаль двигалась на пульте, в ботинки на пластмассовой подошве были вставлены часы, из костюмов выпадали шарики, а из шляпы стреляла пушка. Сама Лариса называла свой стиль «гламурным панком».

Показы новых модельеров часто проходили вместе с выставками и рок-концертами, художники, музыканты, дизайнеры устраивали художественный беспредел, буквально разнося дома культуры и даже подиумы домов мод. Эти дефиле были настоящими перформансами, в которых участвовала московская тусовочная богема. Некоторое время дуэт «Ла-Ре» обитал в Петровском сквоте, основанном Александром Петлюрой. Модные показы у Петлюры превращались в целые спектакли, построенные на импровизации. Там же прошли и персональные выставки Ларисы Лазаревой. Однако «Ла-Ре» были участниками не только сквоттерских показов, но и совершенно официально проходивших событий, например Фестиваля альтернативной моды в Риге, лауреатом которого дуэт становился неоднократно. Показы проходили и в таких необычных местах, как цеха завода, где подиум был построен посреди работающих топок, а хмельные модели, которые боролись с холодом простым русским способом, едва с него не слетали.

В 1990-х «Ла-Ре» предприняли попытку создать коллекцию прет-а-порте вместе с галереей «Аз-Арт» Инны Шульженко. Впрочем, переложить авангард на промышленные рельсы не удалось. Авангардные модельеры тогда нашли себя в клубной культуре. Но с середины 1990-х карнавальный fashion утратил былую энергию. И Лариса Лазарева пришла в отечественный глянец.

К сожалению, многие герои альтернативной моды сегодня позабыты, многие не востребованны и выпали из обоймы «актуальных художников». За последний год ушли еще две легендарные фигуры альтернативной моды: Елена Худякова, давно уехавшая в Лондон, и Виолетта Литвинова. Между тем только сейчас приходит осознание уникальности этого движения. Нашу моду принято упрекать во вторичности, но альтернативная мода 1980–1990-х годов точно останется в истории как оригинальное явление, частью которого была и Лариса Лазарева.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+