18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Альтернативная мода уходит

23 сентября скончалась художница Лариса Лазарева, известная в узких художественных кругах как Лареша. В 1980–1990-е годы Лариса вместе с Региной Козыревой входила в дуэт «Ла-Ре», занимавшийся альтернативной модой. Впрочем, это определение появилось не так давно в связи с выставкой «Альтернативная мода до прихода глянца. 1985–1995» (кураторы Миша Бастер и Ирина Меглинская), где впервые модное движение времен перестройки было структурировано. Глядя на фотографии тех лет, бесконечно удивляешься безумной энергии и беспредельной фантазии поколения, которое творило во времена падения железного занавеса. Когда «оковы пали» и свобода пьянила сильнее, чем любой допинг, казалось, что больше никогда и никто не посмеет что-либо запретить. И эта музыка будет вечной.

Бросив холсты и краски, многие молодые художники занялись тогда модой, которая не имела никакого отношения ни к шитью, ни к индустрии, а только к чистому авангарду. В условиях тотального дефицита, в том числе тканей, новые модельеры конструировали из самых необычных материалов. Дуэт «Ла-Ре» использовал в своих моделях даже искусственный лед, которые добрые друзья по ночам обдирали с трамплина на Воробьевых горах. Костюмы из чашечек от купальников, ДСП, пенопласта, тюля умудрялись быть элегантными и имели безукоризненные конструкции. Технические фишки были отличительной чертой именно «Ла-Ре». Вуаль двигалась на пульте, в ботинки на пластмассовой подошве были вставлены часы, из костюмов выпадали шарики, а из шляпы стреляла пушка. Сама Лариса называла свой стиль «гламурным панком».

Показы новых модельеров часто проходили вместе с выставками и рок-концертами, художники, музыканты, дизайнеры устраивали художественный беспредел, буквально разнося дома культуры и даже подиумы домов мод. Эти дефиле были настоящими перформансами, в которых участвовала московская тусовочная богема. Некоторое время дуэт «Ла-Ре» обитал в Петровском сквоте, основанном Александром Петлюрой. Модные показы у Петлюры превращались в целые спектакли, построенные на импровизации. Там же прошли и персональные выставки Ларисы Лазаревой. Однако «Ла-Ре» были участниками не только сквоттерских показов, но и совершенно официально проходивших событий, например Фестиваля альтернативной моды в Риге, лауреатом которого дуэт становился неоднократно. Показы проходили и в таких необычных местах, как цеха завода, где подиум был построен посреди работающих топок, а хмельные модели, которые боролись с холодом простым русским способом, едва с него не слетали.

В 1990-х «Ла-Ре» предприняли попытку создать коллекцию прет-а-порте вместе с галереей «Аз-Арт» Инны Шульженко. Впрочем, переложить авангард на промышленные рельсы не удалось. Авангардные модельеры тогда нашли себя в клубной культуре. Но с середины 1990-х карнавальный fashion утратил былую энергию. И Лариса Лазарева пришла в отечественный глянец.

К сожалению, многие герои альтернативной моды сегодня позабыты, многие не востребованны и выпали из обоймы «актуальных художников». За последний год ушли еще две легендарные фигуры альтернативной моды: Елена Худякова, давно уехавшая в Лондон, и Виолетта Литвинова. Между тем только сейчас приходит осознание уникальности этого движения. Нашу моду принято упрекать во вторичности, но альтернативная мода 1980–1990-х годов точно останется в истории как оригинальное явление, частью которого была и Лариса Лазарева.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+