Блеск и нищета Великих Моголов в собрании миниатюр из Британской библиотеки

MUSLIM HERITAGE
MUSLIM HERITAGE

В последние годы по западному миру прокатилась волна интереса к Великим Моголам. Выставки,  посвященные им, проходили в Метрополитен-музее, Национальной портретной галерее и Музее Ашмола. Рецензируемая книга Индия Моголов: искусства, культура и империя продолжает этот ряд: она посвящена выставке в Британской библиотеке, но не является ее полным каталогом. В нее не вошло, в частности, несколько предметов с выставки, которым не хватило роскоши, хотя золотая корона последнего могольского падишаха Бахадур-шаха II и фотография незадачливого правителя в британском плену вполне заслуживают места на ее страницах.

Однако важно отметить одно из достоинств этой книги: она не ограничивается роскошью XVI и XVII веков, а отражает и более поздние годы империи, когда та уже начала распадаться вместе с ослаблением центральной власти. Дело в том, что большинство книг о Моголах предпочитают рассказывать про эффектные исторические моменты и концентрируются на таких ярких фи-гурах, как Бабур и Акбар. Авторы очень тщательно подходят к вопросам атрибуции, датировки и идентификации персонажей. Впрочем, не приходится ожидать ничего другого от Дж. П. Лости, который раньше возглавлял отдел изобразительных искусств в Британской библиотеке, и от Малини Рой, которая заняла его место. Особую ценность представляет стилистический анализ знаменитых Белок на платане (1605–1608), страницы из альбомаэпохи Джахангира. На ней изображен десяток белок — они дразнят охотника, пытающегося влезть на дерево, которое выделяется на фоне золотого неба. Авторы показывают, с каким мастерством художник Абул Хасан перенял персидскую сефевидскую традицию и придал ей глубину в своей композиции.

Тем, кого интересует ТаджМахал и связанные с ним памятники, наверняка понравится картина Принц Аурангхеб дает отчет Шах-Джахану (1650–1655), на которой изображена новая архитектура, сменяющая старые деревянные постройки в резиденции правителя. Каменные колонны и арки, покрытые облицовкой со вставками из мрамора, создают почти сверхъестественный образ империи. Репродукции, которые иногда сопровождаются увеличенными изображениями фрагментов, позволяют разобраться в композиции и деталях. Описания работ и комментарии выполнены весьма тщательно. В них затрагиваются важные научные проблемы: например, обсуждается, были ли иллюстрации к Акбар-наме, несколько гиперболической поэме о деяниях императора Акбара, заказанной им самим, созданы одновременно с текстом или нет. Книга воплощает исторический подход к искусству: в самом начале дается подробный обзор, освещающий историю империи и прослеживающий постепенное нарастание европейского влияния. Авторы впервые в научной литературе обращают внимание на то, что проникновение христианской иконографии в индийское искусство стало возможно благодаря распространению западных образцов. Так, появление персонажей в камзолах и брюках на картинах Могольской империи, скорее всего, было связано с влиятельным Итинерарием ван Линсхотена (1596).

Самое читаемое:
1
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
2
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
3
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
Исторически сложилось так, что почти вся иракская археология сосредоточена на объектах в междуречье Тигра и Евфрата. А вот новая находка отсылает к истории Парфянского царства — и этот тренд выглядит не менее перспективным
16.09.2022
В окрестностях Багдада обнаружен древний город
4
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
5
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры
29.09.2022
Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи
6
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
7
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
В галерее XL на «Винзаводе» открылась «Самая плохая выставка на свете». Авторы проекта, Авдей Тер-Оганьян и Художественное объединение «Красный кружок», исследуют природу плохого искусства — и плохого зрителя
16.09.2022
Один (не)посредственный взгляд на очень (не)плохую выставку
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+