18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

В Музее Орсе раскроют все секреты греховной любви в эпоху Второй империи

№36
Материал из газеты

Первая выставка, посвященная этой теме, должна была открыться именно в Париже

Выставка «Блеск и нищета. Образы проституции во Франции (1850–1910)» в Музее Орсе посвящена, пожалуй, самой «французской» из тем в искусстве. Считается, что Париж — мировая столица любви, а также столица греха. Такую репутацию город приобрел в XIX веке. Вместе с мощной реконструкцией, затеянной бароном Жоржем Эженом Османом, подарившим Парижу бульвары с кафе и мюзик-холлами, были отстроены и дома терпимости. Цвела Вторая империя, а вместе с ней и продажная любовь. Главным популяризатором парижских борделей в богемных кругах был Шарль Бодлер. Его страсть разделяли художники: Мане, Тулуз-Лотрек, Вламинк, ван Донген, Пикассо. Но руководствовались они интересами профессиональными — так, по крайней мере, уверяли. Мир куртизанок, больше фантазийный, чем реальный, находил отражение в их картинах. Приятель Бодлера и живописец парижских нравов Второй империи Константен Гис изображал своих моделей нарядными и всячески приукрашенными. Молоденькие плясуньи кабаре сметали своими пышными юбками все границы дозволенного. Завсегдатаем борделей был и Эдгар Дега. Посещал он их с той же регулярностью, что и Парижскую оперу. И проститутками, и балетными «крысятами», хрупкими созданиями в прозрачных купальниках и трико, он пользовался как ученый-анатом: изучал жесты, позы — без всякого восхищения.

Чего не скажешь о Тулуз-Лотреке. Его спальней были дома терпимости на Монмартре, женами — местные девицы, которых он — интеллигентный, образованный, но уродец — обожал и боготворил. Из-за травмы в детстве у мальчика замедлился рост и нарушились пропорции тела. Видимо, отсюда и появился этот характерный ракурс его картин, словно он норовил заглянуть под юбку.

Вторая половина XIХ века — это и расцвет эротической фотографии. Но позирующие на снимках «пансионерки» не впечатляют: уставшие, непривлекательные женщины, которых в бордель загнала нужда. Другое дело — постановочные композиции, подсмотренные в стереоскоп, где статичные сцены принимали объемы и формы, естественно женские.

Со временем продажная любовь вышла из борделей и слилась с повседневной жизнью. Угадать в хорошо одетой даме проститутку становилось все сложнее. Куртизанка легко превращалась, например, в театралку. В партере сидели дамы с мужьями, а знающие толк в «настоящем театре» рвались в ложи, где разыгрывались другие спектакли. Дошло до того, что куртизанок, этих богинь порочного олимпа, и проститутками-то назвать было нельзя. Все обзавелись профессиями. Ну, на худой конец именовались «музами».

Одна из них — Клео де Мерод. Ее писали Дега и Тулуз-Лотрек. А Симона де Бовуар в своем Втором поле все равно поместила ее в главу «Проститутки и гетеры». Де Мерод подала на писательницу в суд и выиграла. «Я танцовщица, а не гетера», — заявила она. Дело было уже в 1950-м. Выставка же останавливается на 1910 годе. А что сегодня? Сегодня социалисты во главе с Франсуа Олландом все думают, как бы «подороже» наказать клиентов проституток. Хорошо, что во Второй империи были более дальновидные политики, а то не было бы многих работ Дега, Тулуз-Лотрека и Мане. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+