Министерство культуры РФ продолжает работать над тем, чтобы культурная жизнь активно развивалась не только в столицах, но и в регионах. Важное новое начинание — гастроли части собрания импрессионистов Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, которые охватят те края, куда французы в таком количестве не попадали никогда.
Вот полный список из шести музеев: Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля (Омск), Новосибирский государственный художественный музей (Новосибирск), Музей изобразительных искусств Кузбасса (Кемерово), Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р.Кызласова (Абакан), Музейный центр «Площадь Мира» (Красноярск), Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева (Иркутск). Проект осуществляется Пушкинским музеем совместно с Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО», который отвечает за административное, логистическое и дизайнерское обеспечение передвижной экспозиции.
Первым пунктом в гастрольном туре станет Омск — выставка там откроется уже 16 декабря. В каждом из шести музеев она должна идти по два месяца, причем проект планируется двухчастным: в трех первых городах будет один состав произведений, после чего он обновится, что связано со сроками безвредного показа живописи и ее сохранностью.
Так что Пушкинский музей рекомендует зрителям, побывавшим на выставке в Омске, Новосибирске или Кемерове, затем заглянуть на продолжение гастролей в оставшихся городах — ведь там они увидят совершенно другие картины.
Темой проекта (кураторы Александра Данилова, Алексей Петухов, Анна Познанская) стало импрессионистическое движение: его зарождение, расцвет и последователи, процесс формирования этой оптики. Рассказ начинается с Джона Констебла и барбизонской школы, как с предыстории, и завершается такими авторами, как Анри Массон, то есть уже 1950-ми годами.
«Поскольку импрессионизм — это прежде всего пейзаж, — говорит Александра Данилова, — то на самом деле первая часть проекта рассказывает именно про эволюцию этого жанра с середины XIX до середины XX столетия, про то, как импрессионизм изменил наше представление о том, как художник воспроизводит окружающий мир. Во втором варианте концепция немножко поменяется, потому что наша коллекция очень богата, но не настолько, чтобы мы набрали идентичные замены, однако мы старались в каждом случае подобрать максимально близкие вещи, чтобы сохранить концепцию. Но второй список получился не таким пейзажным, там появляются и портрет, и жанровая живопись».
Москвичей и гостей столицы тем временем заботит вопрос, не сильно ли оголятся из-за этой выставки стены Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, как это было в эпохальные времена гастролей коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова в Фонде Louis Vuitton в Париже. Пушкинский музей успокаивает: тема выставки совсем иная и ее задачей не было вывезти из ГМИИ его визитные карточки. Однако список художников (не только импрессионистов и не только французов) все равно впечатляющ: Камиль Коро, Гюстав Курбе, Фернан Леже, Альбер Марке, Анри Матисс, Диего Ривера, Поль Сезанн и другие звезды. Для полноты картины включены работы тех художников, которые когда-то пользовались популярностью, но впоследствии были полузабыты.
Многие из произведений, отобранных кураторами и одобренных для путешествия реставрационным советом, обычно пребывают в запасниках, но, скорее, из-за недостатка выставочных площадей, чем из-за художественного уровня, хотя некая ротация постоянной экспозиции все-таки будет произведена. В общей сложности Москву на время покинут 60 работ.
Кажется, впервые Пушкинский музей отправляет на восток от столицы свои картины в таком количестве. То, что это будет не точечный проект, а переезжающая выставка такого масштаба по числу произведений и уровню имен, — для наших дней тоже некоего рода новаторство. Впрочем, когда-то передвижники именно так и «окультуривали» регионы, так что рецепт проверен на практике.