18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Тотьма — город музеев и храмов, мореходов и солеваров

Входоиерусалимская церковь. Фото: Татьяна Мишуринская
Входоиерусалимская церковь.
Фото: Татьяна Мишуринская
№137, декабрь-январь 2025
№137
Материал из газеты

Из города, где нет моря, наследники тотемских солеваров совершили множество экспедиций, а на вырученные деньги строили каменные храмы. Сегодня их деятельные потомки бережно сохраняют наследие малой родины

В 200 км от Вологды, в гуще многовекового хвойного леса затаился, как писал Анатолий Луначарский, «очаровательный узорный городок» — Тотьма. Он входит в Ассоциацию самых красивых деревень и городов России и носит статус особо ценного исторического города нашей страны.

С XIII века в Тотьме занимались солеварением и торговали с Европой, а после упадка промысла в XVIII веке предприимчивые купцы стали снаряжать экспедиции в Новый Свет за мехом чернобурки, а на заработанные деньги строили храмы в стиле «тотемского барокко». Историю крошечного города с населением около 9 тыс. человек сегодня хранят сразу семь музеев, которые тотьмичи активно развивают.

«То не город, то тьма!»

Первое письменное упоминание о поселении относится к 1137 году. Оно было основано прибывшими с южных земель финно-уграми на речке Тотьма, которая и дала название городу. После того как казанские татары сожгли поселение дотла, местные жители ушли на левый берег реки Сухона и в 1536 году поставили укрепленную часть для защиты от набегов, которая позднее обросла слободами. Новому месту было решено дать прежнее название.

О названии города есть забавная легенда. Будто бы Петр I — единственный русский монарх, посетивший Тотьму, — по приезде сюда в 1693 году воскликнул: «То не город, то тьма!» Краеведы над этой шуткой тоже смеются, но спешат напомнить, что название пошло от финно-угорского слова «тошьма» или «тодма», что в переводе означает «низкая болотистая местность, поросшая ельником и кустарником».

Церковь Рождества Христова.  Фото: Татьяна Мишуринская
Церковь Рождества Христова.
Фото: Татьяна Мишуринская

Пескарь не рыба, водолей не знак зодиака

Под толщей тотемской земли издревле находятся соляные источники, поэтому с XIII по XVII век главным здешним промыслом было солеварение. В XVI–XVII столетиях через Сухону пролегал Северо-Двинский водный путь к Белому морю и Архангельску, поэтому здешней солью торговали не только по всей стране, но и за ее пределами.

Изначально внимательные русские мужики приметили ключи с солоноватой водой и, наблюдая за скотом и растительностью, начали выкапывать глубокие колодцы для получения более концентрированного рассола. Постепенно колодцы заменили рассолоподъемными трубами длиной до 200 м (высота 60-этажного дома) из стволов хвойных деревьев. Такие конструкции уходили глубоко в землю и поднимали ведра с соленой водой, из которой затем выпаривалась соль на огромных металлических сковородах, цренах, в специальных деревянных постройках, соляных варницах.

Добыча соли была трудоемкой. Важно было не испортить рассол и правильно отделить соль от известковых примесей. Потому обязанности строго делились: водолей добывал рассол из трубы, относил в варницу и заливал в црен, повар следил за выпариванием, а пескарь во время сильного кипения рассола удалял из него песок.

Соляные варницы посещал и Петр I, заезжавший в Тотьму по пути в Архангельск, где строил первый российский морской флот. По воспоминаниям современников, царь самостоятельно поднял бадью с рассолом и попросил у варочного мастера плату за свой труд. Тот щедро отсыпал Петру пригоршню монет, от которых государь отказался и велел заплатить ему как простому рабочему медную полушку, то есть одну четвертую часть копейки.

Культурно-исторический комплекс «Соль тотемская».  Фото: Светлана Кузнецова
Культурно-исторический комплекс «Соль тотемская».
Фото: Светлана Кузнецова

Сегодня процесс производства соли воссоздает музейный комплекс под открытым небом «Соль тотемская». Фонд развития общественных инициатив «Соль Земли» и Тотемское музейное объединение (ТМО) реконструировали уменьшенные копии колодца-журавля, солеварни с цреном, амбара для хранения соли и рассолоподъемной башни. Такое решение работает идеально: перед туристом визуализируется весь многоступенчатый процесс, а затем проводится мастер-класс по выварке соли на маленькой сковороде. В амбаре создана отдельная экспозиция с интерактивными деревянными элементами, где история солеварения адаптирована для детей.

В нескольких шагах от музея протекают некогда полноводные, а теперь обмелевшие реки Ковда и Солонуха, на берегах которых сохранилось пять рассолоподъемных труб возрастом около 500 лет. Пропитанная солью древесина становилась прочной как камень и не разлагалась в земле, что позволило трубам прекрасно сохраниться до наших дней. Интересно, что из них местные жители по сей день берут раствор для варки картошки и засола огурцов.

На беду тотемским солеварам, в XVIII веке началась более дешевая добыча соли на озерах Баскунчак и Эльтон, а также в шахтах Соль-Илецка. Более того, в том же столетии Петр I перекрыл торговлю с Европой по Сухоне, эта привилегия была передана новой столице — Санкт-Петербургу. В итоге к концу века производство соли в Тотьме прекратилось, и купцам пришлось придумывать новые способы заработка.

Памятник мореходам и землепроходцам.  Фото: Татьяна Мишуринская
Памятник мореходам и землепроходцам.
Фото: Татьяна Мишуринская

Город русских Колумбов

Фразы «Тотьма — город мореходов» и «сухопутный порт морской» всегда завораживают туристов, ведь ближайшее море — Белое — находится аж в 900 км. Однако именно этот уездный городок способствовал освоению побережья Северной Америки и Тихого океана. Правда, двигало здешними первооткрывателями не любопытство, а желание заработать. Бывшие соляные промышленники, торгуя, слышали от иноземцев про диковинную черную лисицу, которая водилась в североамериканских лесах. Плотный мех чернобурки ценился высоко: одна шкурка стоила 120 руб. (для сравнения: целая корова — всего 1 руб.). В сибирских лесах к тому времени пушнины осталось мало, своих зверей уже перебили. Тогда зажиточные тотьмичи стали снаряжать наемных крестьян в экспедиции. Поскольку дело это было затратное, купцы объединялись в компании и, как следствие, объединяли капитал. Путь в Америку лежал сначала по суше до Иркутска, затем по рекам до Охотска. Там покупали или строили корабль, на котором плыли через Камчатское (Охотское) море к Алеутским островам. Такая экспедиция занимала от двух до трех лет.

Среди больших любителей меха чернобурки была императрица Екатерина II. Очевидно, благодаря этому в 1780 году она даровала Тотьме статус уездного города и герб. В верхней его части изображена выходящая из облака рука с державой и мечом — символ божественного покровительства и защиты, а в нижней — черная лисица в знак того, что «жители сего города в ловле сих зверей упражняются». Копия старинного герба сегодня висит в Тотемском краеведческом музее. Правда, лисицу на нем опознать сложно: художнику-крестьянину была незнакома такая неведома зверушка, поэтому он дал волю фантазии. Получилась вполне себе лошадь с собачьими лапами и лисьим пушистым хвостом.

Один из самых прославленных мореходов в этих землях — Иван Кусков, основавший в 1812 году первое русское поселение в Калифорнии — Форт-Росс. Вокруг деревянной крепости размещались ветряные мельницы, конюшни, кузницы, заводы и мастерские, молочная ферма и первая в Калифорнии судостроительная верфь. Местному населению — индейским племенам — русские поселенцы давали работу и даже защищали их от испанских миссионеров, которые стремились насильно обратить в христианство коренное население.

В 2012 году в честь 200-летнего юбилея основания Форт-Росса представители индейского племени кашайа помо приехали на родину Кускова, в Тотьму. Вместо отеля они попросили позволения пожить дома у местных, где их, как в русских сказках, и в бане помыли, и блинами накормили, и спать уложили.

Помимо Кускова, громкую славу снискал Федор Холодилов, один из первых купцов, снарядивших экспедицию, а также братья Григорий и Петр Пановы, которые 11 раз переправлялись через Тихий океан.

Входоиерусалимская церковь.  Фото: Артем Самохвалов/Фотобанк Лори
Входоиерусалимская церковь.
Фото: Артем Самохвалов/Фотобанк Лори

Каменное кружево Русского Севера

В XVIII веке разбогатевшие на торговле пушниной тотемские купцы стали жертвовать деньги на строительство храмов, архитектурный стиль которых прозвали «тотемским барокко». Например, купцы Пановы выдали грамоту на строительство Входоиерусалимской церкви, а к пожертвованию подписали: «…от избытка капитала». В начале ХХ века в маленькой Тотьме было 17 каменных церквей, до настоящего времени сохранилось 5: Входо­иерусалимская, Троицкая, Рождественская, Успенская и Воскресенская. На колокольню Успенской церкви можно подняться и увидеть всю Тотьму, а вместе с ней могучую Сухону и хвойные леса. В январе после реэкспозиции здесь снова откроется Музей церковной старины, в коллекцию которого входят памятники северорусской иконописи и образцы деревянной храмовой скульптуры.

Особенности «тотемского барокко» — большая высота храма при малой площади основания, небольшие купола и витиеватые каменные украшения на стенах — картуши (от фр. cartouche — лепные либо графические украшения в виде щита или полуразвернутого свитка, обрамленного завитками), или клейма, как их называют местные. Это часть кладки стены, узорочье из кирпича, а не лепнина. Посредине картушей можно увидеть морские звезды, кресты, раковины, даже прообразы якорей. Как раз в этот период тотемские купцы активно осваивали Алеутские острова, поэтому какие-то морские элементы появились на храмах не случайно.

Алексей Новоселов, директор Тотемского музейного объединения.  Фото: из личного архива
Алексей Новоселов, директор Тотемского музейного объединения.
Фото: из личного архива

«Поскольку тотемские храмы строили позже, чем в Сольвычегодске и Великом Устюге, скорее всего, картуши стали продолжением закономерного движения. Заказы закончились в Сольвычегодске — зодчие переместились в Устюг, закончились заказы в Устюге — переместились в Тотьму. А все это время искусство ведь на месте не стояло, оно эволюционировало, традиции „северного барокко“ развивались. Самым оригинальным, конечно, получилось тотемское. Его даже выделили в самостоятельное направление в архитектуре», — рассказывает директор ТМО Алексей Новоселов.

Тотьма может

Богатая история города не канула в Лету, ведь потомки русских Колумбов всеми силами стараются сохранить наследие малой родины и показать ее туристам во всей красе. Основным инструментом для этого стали гранты, которые тотьмичи выигрывают каждый год. В эту деятельность активно вовлечено Тотемское музейное объединение, куда входит Краеведческий музей, музей «Открытое хранение фондов», Музей мореходов, Музей церковной старины, музейный комплекс «Соль тотемская», выставочный центр «На Большой Садовой» и культурно-деловой центр «Дом мецената».

Культурно-деловой центр «Дом мецената». Фото: Алексей Новоселов
Культурно-деловой центр «Дом мецената».
Фото: Алексей Новоселов

Сотрудники ТМО — главные фанаты и идеологи Тотьмы — стараются модернизировать и расширять свои музейные владения. Они постоянно пишут исследовательские работы и выпускают много книг о городе.

В получении грантов активным жителям помогает фонд Зинаиды Селебинко «Соль Земли» — некоммерческая организация, привлекающая финансы на проекты в самых разных сферах, включая культуру, спорт и туризм. За восемь лет работы фонд привлек более 70 млн руб. на финансирование 47 проектов — от книг и экскурсионных программ до археологических раскопок и реконструкции старинных зданий. Например, в 2019 году в Тотьме осуществили проект «Труба зовет», который вошел в топ-100 лучших проектов Фонда президентских грантов. На грант был создан туристический маршрут по древним рассолоподъемным трубам на берегах Ковды и Солонухи. Отсылая к историческому наследию края, фонд придумал очаровательный девиз: «Солим добро».

«Миссия фонда — сохранить наш город на тысячу лет вперед, — рассказывает Зинаида Селебинко. — Тотьма никогда не входила в приоритеты по финансам, мы довольствовались остатками. К сожалению, те деньги, которые другие получают просто так и заложены в смету, мы должны где-то взять. Хоть это немножечко обидно, это дает нам очень важные и хорошие навыки».

Зинаида Селебинко, директор фонда «Соль земли».  Фото: из личного архива
Зинаида Селебинко, директор фонда «Соль земли».
Фото: из личного архива

Помимо культурных проектов, «Соль Земли» поддерживает спорт, развитие инфраструктуры города и туризм, а еще вдохновляет другие маленькие города и села на развитие своей территории. В этом году фонд совместно с ТМО выпустил книгу «Тотьма может!», где изложен их опыт в форме практикума, который будет полезен активистам малых территорий. А в офисе фонда, размещающемся в «Доме мецената» — отреставрированном Зинаидой Селебинко бывшем владении промышленника Николая Токарева, уже десять лет проводятся курсы по повышению квалификации музейных работников.

Что еще посмотреть

Несмотря на небольшой размер, Тотьма — город для активных туристов. Концентрация музеев, культурных центров и достопримечательностей здесь очень высока. Посмотреть на расписные деревянные сани, заставленную до потолка резными прялками комнату и погрузиться в быт русской северной провинции 100-летней давности можно в Открытом хранении фондов Тотемского музейного объединения.

Герб Тотьмы XVIII века. Краеведческий музей.  Фото: Елена Липатникова
Изразцы в Открытом хранении фондов.  Фото: Екатерина Павлова
Герб Тотьмы XVIII века. Краеведческий музей.
Фото: Елена Липатникова
Изразцы в Открытом хранении фондов.
Фото: Екатерина Павлова

Обычно в постоянные экспозиции и на выставки попадает лишь пара экземпляров таких древностей, а здесь — все 67 тыс. экспонатов сразу. Открытое хранение фондов находится на территории Спасо-Суморина монастыря, основанного в XVI веке монахом вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосием Сумориным.

Краеведческий музей, как и положено, рассказывает об истории города, культуре и природе края. Как это часто бывает в региональных музеях, все держится на инициативных сотрудниках, которые найдут чем занять посетителя на два часа.

Познакомиться с игрушечным промыслом не только тотемской земли, но и всей России позволит открытый минувшей осенью Музей тотемской игрушки. В голубом теремке с белыми резными наличниками гостей знакомят с традициями изготовления соломенных, тканевых, деревянных и глиняных игрушек. Развитие этого промысла в Тотьме связано с Петровской ремесленной школой, открытой в 1899 году для крестьянских детей купцом Николаем Токаревым. На обучение сюда принимались подростки 12–13 лет, которые через четыре года выпускались со званием подмастерья. Полученные умения на всю жизнь обеспечивали воспитанников заработком. В школе действовали столярная, резная, токарная, малярная, жестяницкая и корзиночная мастерские. Но больше всего прославились созданные здесь деревянные игрушки. В 1905 году они получили Гран-при на международной выставке в Бельгии.

Музей тотемской игрушки.  Фото: Екатерина Павлова
Музей тотемской игрушки.
Фото: Екатерина Павлова

В Открытом хранении фондов и Крае­ведческом музее сегодня хранятся созданные в мастерских Петровской ремесленной школы игрушки: кубышки «боярин» и «боярыня», ванька-встанька, санки на колесах и конь в упряжи, игрушки-передвижки в виде петушков и роты солдат. Для школы Токарев построил красивое каменное трехэтажное здание, в котором сегодня размещается средняя школа № 1.

Традиции лозоплетения сохраняет местная художница Ирина Савинская в арт-пространстве «Ива внутри». Она проводит экскурсии, обучает ремеслу горожан и устраивает для туристов мастер-классы по плетению из натурального ивового прута. Внутри студия уже оборудована, а вот над внешним обликом еще колдуют — скоро на улице деревянных домов с наличниками появится еще один, с мезонином. Также Ирина Савинская планирует открыть здесь кофейню, так что перед прогулкой по набережной будет еще один повод забежать к ней в гости.

Есть в Тотьме другая деревянная избушка, погружающая в сказочную старину, — это дом традиций и ремесел «Морошка». Здесь, в большой горнице с русской печью, в ходе мастер-классов занимаются кулинарией и рукоделием. Например, готовят традиционные северные пироги с начинкой — пресники. Тотемские умельцы привозят в сувенирную лавку «Морошки» собственные изделия: мармелад ручной работы (не только из ягод, но и из тыквы, мяты, одуванчика), предметы из ивового прута (фигурки, блюдца, корзины), домотканные ковры, иван-чай и мед местного изготовления.

Арт-пространство «Городской сад» раньше было детским садом «Василек», но потом дом обветшал и пришел в аварийное состояние. Детей переместили в другое здание, а деревянный особняк с двумя балконами восстановили неравнодушные тотьмичи и волонтеры. Теперь это творческий кластер, где проводятся выставки, открыты мастерские по керамике, реставрации мебели и мозаике, а местные вольны устроить любую тематическую встречу — от квартирника до чайного клуба. Во дворе построили сцену для концертов и спектаклей. В процессе создания находится кофейня «Олюшкины плюшки» на первом этаже «Городского сада».

Где жить, что есть и что привезти

Самый комфортный вариант размещения — уютная гостиница «Русский причал», расположенная на набережной Сухоны, носящей имя Кускова. В гостинице имеется кухня, где можно самостоятельно что-то приготовить, заварить чай или кофе. Есть возможность включить в стоимость номера полноценный завтрак с хорошим предложением блюд: яичница, каша, блины и сэндвичи. В холле оборудована зона отдыха с книжным шкафом и коллекцией книг о Тотьме. За кофе особенно приятно полистать альбом с архивными фотографиями города, узнать о ремеслах, которыми занимались тотемские крестьяне, или о храмах в стиле «тотемского барокко», находящихся за пределами Вологодчины.

Церковь Троицы Живоначальной. Фото: Наталия Румянцева/Фотобанк Лори
Церковь Троицы Живоначальной.
Фото: Наталия Румянцева/Фотобанк Лори

Рядом с отелем — сквер, названный в честь поэта Николая Рубцова, который родился в селе Никольское Тотемского района, учился в Тотьме и вдохновлялся красотой Вологодской и Архангельской областей. Красивая набережная Кускова точно достойна прогулки; к тому же на ней стоит каменная усадьба Холодиловых, которую планируют отреставрировать и разместить там обновленный Музей мореходов, до осени 2025 года занимавший Входоиерусалимскую церковь.

В 3 км от Тотьмы, в гуще леса, на берегу Сухоны стоит хутор Внуково — комплекс домиков и бань с панорамным видом, купелями под открытым небом и парильными программами с травами от банщиков. В ближайшее время старинные деревянные избы на хуторе отреставрируют, и отдых здесь будет еще интереснее.

Еду в Тотьме предлагают простую и сытную. Пусть название кафе «Калифорния» не путает путешественника: ни популярных роллов, ни американской кухни здесь отведать не удастся. В меню — незамысловатые домашние супы, вторые блюда, салаты, блины и выпечка. Если хочется чего-то поинтереснее, отправляйтесь в Maki Yama за пиццей, роллами и пастой. Хотя подвальное помещение поначалу кажется несколько пугающим, кормят здесь прилично. Есть в Тотьме и кофейня с отличным выбором напитков и круассанами — Black Fox. Рядом расположен фотогеничный дом Кузнецова — голубая двухэтажная постройка с балконом, яркий пример северного деревянного зодчества.

Городок живет размеренной жизнью, и все музеи, сувенирные лавки, кафе здесь закрываются рано (по меркам жителя мегаполиса) — в 18:00, поэтому лучше заранее спланировать перерыв на обед и ужин между насыщенной культурной программой. А еще лучше — забронировать стол, ведь в нетуристический сезон заведения могут быть закрыты даже в дневное время. Гастрономических изысков туристам в Тотьме ждать не стоит: ресторанный бизнес здесь пока развит плохо, так что поход в кафе скорее станет «заправкой», чем кулинарным впечатлением.

Помимо упомянутой сувенирной лавки в «Морошке», подарок или памятную вещицу можно купить в музейном комплексе «Соль тотемская». Кроме открыток и керамических и деревянных магнитов (например, в виде герба города или резных наличников) в лавке продаются свежие пряники ручной работы с начинкой и изображением картушей, местное варенье и соленья, приготовленные на воде из древних труб, деревянные лошадки на колесиках, детская настольная игра «Удивительное соляное путешествие» — и тотемская соль, разумеется! В больших и маленьких объемах, в мешочках, керамических баночках и берестяных туесках. Если хочется купить путеводитель по Тотьме или углубиться в историю края, большой выбор местной научно-популярной литературы предлагает Краеведческий музей.


Адреса

Тотемское музейное объединение
totmamuz.ru

Тотемский краеведческий музей
ул. Ворошилова, 44

Открытое хранение фондов
ул. Лесотехникума, Спасо-Суморин монастырь

Культурно-деловой центр
«Дом мецената»
ул. Горького, 14

Музейно-выставочный центр «На Большой Садовой»
ул. Ворошилова, 2

Ландшафтный культурно исторический комплекс «Соль тотемская»
д. Варницы, ул. Кокаревский Сад, 1б

Музей тотемской игрушки
ул. Володарского, 25

Дом традиций и ремесел «Морошка»
ул. Ворошилова, 6/7

Креативное пространство «Городской сад»
ул. Ленина, 68

Арт-пространство «Ива внутри»
ул. Володарского, 9

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (панорамный вид на Тотьму и Сухону с колокольни)
наб. Кускова, 7

Гостиница «Русский причал»
наб. Кускова, 13

Хутор Внуково
vk.com/hutor_vnukovo

Кафе «Калифорния»
ул. Ленина, 59б

Кафе Maki Yama
ул. Белоусовская, 56

Кофейня Black Fox
ул. Белоусовская, 26


Как добраться из Москвы

– Расстояние от Мо­сквы — около 690 км.

– На автомобиле: по Ярославскому шоссе М-8 до Вологды, а затем на северо-восток до Тотьмы. Дорога займет примерно 10–12 часов.

– На поезде: с Ярославского вокзала на скором или фирменном поезде «Шексна» до Вологды (примерно 8 часов в пути), затем 3,5 часа на рейсовом автобусе с автовокзала рядом с ж.-д. станцией Вологда-1 (примерно 1,5 тыс. руб.) или на такси (от 7 тыс. руб.) до Тотьмы.

– На самолете: из аэропорта Внуково до Вологды (1,5 часа), а далее на рейсовом автобусе или такси.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+