18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Рассказ по картинкам: галерист и коллекционер Ильдар Галеев в амплуа эссеиста

Лев Бруни. «Портрет жены Нины Константиновны Бруни-Бальмонт». 1920-е гг. Фрагмент. Фото: Галеев-Галерея
Лев Бруни. «Портрет жены Нины Константиновны Бруни-Бальмонт». 1920-е гг. Фрагмент.
Фото: Галеев-Галерея
№137, декабрь-январь 2025
№137
Материал из газеты

К юбилею московской «Галеев-галереи» выпущен альбом под названием «ХХ лет работы» — не только каталог одноименной выставки, но еще и сборник очень личных текстов, посвященных и художникам прошлого века, и перипетиям современного собирательства

У галеристов бывают разные стратегии: кто-то держится только хрестоматийных имен, кто-то раскручивает молодых художников; одни делают ставку на максимально широкий спектр искусства (хоть что-нибудь да сработает), другие выбирают узкую специализацию. Своих авторов так или иначе пытаются продвигать почти все, но крайне редко это сочетается с настоящими исследованиями, первыми публикациями архивных материалов и тому подобным. Якобы за такую работу должны отвечать музеи и научные институции. А вот Ильдар Галеев, основатель и владелец московской «Галеев-галереи», думает иначе. «Меня всегда интересовало не искусство вообще, а искусство в частности», — написал он у себя на сайте в связи с 20-летием своей арт-институции.

Галеев И. «ХХ лет работы: К юбилею Галеев-Галереи». Ч. 1: Живопись. М.: Галеев-Галерея, 2025. 136 с., ил.
Галеев И. «ХХ лет работы: К юбилею Галеев-Галереи». Ч. 1: Живопись. М.: Галеев-Галерея, 2025. 136 с., ил.

К юбилею устроена выставка под названием «ХХ лет работы», сопровожденная выходом одно­именного альбома. Формально это каталог, но его можно рассматривать как некий промежуточный и косвенный итог деятельности галереи. Промежуточный — понятно, а почему косвенный? Дело в том, что Галеев на протяжении всех этих лет охотно показывал произведения из чужих коллекций и архивов — что, опять же, не очень типично для хозяина частной галереи. И каждый раз выпускались альбомы или монографии, где нередко преобладали гостевые сюжеты. А тут картины только из собственной коллекции Галеева — 50 живописных произведений, которые он в предисловии к альбому называет «знаковыми для истории галереи».

Лидия Тимошенко. «Натюрморт с бутылью и головками чеснока». Конец 1920-х.  Фото: Галеев-Галерея
Лидия Тимошенко. «Натюрморт с бутылью и головками чеснока». Конец 1920-х.
Фото: Галеев-Галерея

Большинство из них относится к периоду, который принято называть советским довоенным, то есть датированы они 1920–1930-ми. Примечательно, что Галеев воспринима­ет художества того времени отнюдь не как антиквариат: ему интересны не стандартные признаки эпохи, а как раз отклонения от них. Его герои прежде всего люди с собственными творческими установками, а не с государственными директивами в голове. И это не столько радикальные авангардисты, сколько художники пост­авангарда, приверженцы обновленной, переосмысленной фигуративности — словом, «формалисты». Здесь можно встретить московских авторов — назвать хотя бы Татьяну Маврину, Бориса Рыбченкова, Михаила Соколова (они, впрочем, все приезжие, но стали знаковыми фигурами именно московского искусства); еще один приезжий с дипломом столичного ВХУТЕМАСа, Баки Урманче, получил известность в родной Казани — городе, не чужом и для Ильдара Галеева; найдется в коллекции даже представительница «туркестанского авангарда» — Валентина Маркова. Но все же явное численное преимущество — за петербургско-ленинградскими именами и сюжетами. Тут и признанные звезды (признанные в том числе властью, но не впавшие в соцреализм) — Алексей Пахомов, Константин Рудаков, Александр Самохвалов; и те, кто предпочел остаться на периферии официального искусства, — Владимир Гринберг, Герта Неменова, Николай Тырса; а еще есть художники, которых не каждый специалист вспомнит и назовет (например, Евгения Эвенбах).

Николай Лапшин. «Вид из окна Детгиза на Казанский собор». 1935. Фото: Галеев-Галерея
Николай Лапшин. «Вид из окна Детгиза на Казанский собор». 1935.
Фото: Галеев-Галерея

Что ж, довоенный Ленинград у Галеева — любовь № 1. Куда более неожиданными оказываются работы дореволюционные (Михаил Врубель, Александр Маковский) и, наоборот, созданные уже в 1960–1980-х (Иван Сотников, Михаил Шемякин). Однако все неожиданности находят объяснение. Альбом сделан в формате «картинка плюс эссе»: к каждой репродукции приложен развернутый комментарий насчет того, чем примечателен художник, откуда взялось именно это произведение и почему оно приглянулось будущему владельцу. Такое чтение — отдельное удовольствие, поскольку Ильдар Галеев наделен недюжинным даром слова.

Обещано и продолжение юбилейных публикаций. Второй альбом будет называться «Работы на бумаге» и выйдет предположительно в первой половине 2026 года. А еще, между прочим, в этой коллекции имеется и раздел фотографии.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
5
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+