Тенденция последних двух десятков лет: музеи по всему миру системно включают перформативные практики в выставочные программы, создавая экспозиции как драматургические структуры. В таких гибридных форматах границы между сценой и экспозицией стираются, а зритель получает новый тип художественного опыта — более включенный, живой, эмоциональный.
Этот тренд возник не как мода, а как ответ на изменение восприятия искусства: современный зритель ищет более глубокого, личного опыта. И музей, и театр долго шли к тому, чтобы говорить с аудиторией новым языком. Сегодня эти траектории естественным образом встречаются, формируя полноценное поле междисциплинарного искусства.
Россия занимает в этом процессе самостоятельное и заметное место. Все больше проектов, в которых локальная история и работа с пространством порождают новые перформативные форматы: документальные спектакли в исторических зданиях, иммерсивные маршруты, аудиотеатр, перформативные экскурсии. Движение происходит сразу в нескольких направлениях и на разном расстоянии от крупных центров, формируя разнообразный пласт музейно-театральных практик. Несколько лет назад документальный видеоспектакль «Охотинские. Мужской род», созданный в рамках музейной исследовательской работы в селе Учма на основе интервью с жителями Охотинского поселения, стал лауреатом Национальной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль. Эксперимент». Можно вспомнить спектакль «УралмашGО» Музея истории Екатеринбурга, один из первых музейно-театральных опытов, посвященный целому району города, выросшему вокруг легендарного завода. Другой пример — яркие, запоминающиеся театрализованные экскурсии, которые проводятся в музеях музейно-творческого кластера «Коломенский посад», где зрители вместе с традициями и жизненным укладом прошлого открывают для себя и забытые вкусы ушедших эпох.
Благотворительный фонд Владимира Потанина поддерживает музейное сообщество уже более 20 лет. На этот период пришлись серьезные изменения в самой природе музея. Современный музей перестает быть только и исключительно хранилищем коллекции — он становится пространством для диалога, творчества, эксперимента, исследования самого себя и мира вокруг. Когда в институции происходят столь глубинные трансформации, у нее появляются и новые союзники, и единомышленники на этом пути изменений. Театр оказался одним из самых ярких и органичных.
Поддерживать сотрудничество между музеем и театром Фонд Потанина начал около 15 лет назад с проектов в Вологодской области, Екатеринбурге, Коломне, Томске, где музеи и театры вместе нащупывали новый язык. Инициативы оставались локальными, но очень ясно показывали: музей ищет другие способы взаимодействия с аудиторией, а театр оказывается тем языком, который позволяет этот разговор вести живо и эмоционально.
В 2019 году на Санкт-Петербургском культурном форуме Фонд Потанина инициировал дискуссию об опыте сотрудничества музеев и театров. Ее итогом стал совместный проект фонда и фестиваля «Золотая маска» Theatrum — большая творческая лаборатория с трехчастной структурой: фестиваль, образовательная и деловая программы. Заметным результатом проекта стал спектакль Бориса Юхананова «Книга висячих садов» — первая в мире театральная постановка одноименного вокального цикла Арнольда Шёнберга на стихи Штефана Георге. Сегодня спектакль входит в репертуар «Электротеатра Станиславский», и это иллюстрация того, как проект, возникший в музейно-театральной среде, живет и развивается в профессиональном театре.
«Когда мы говорим о музее или театре, мы, в сущности, говорим о наследии. Оно может быть разным: это не только прошлое, но и его современная интерпретация. Другая важная тема, которая нас сегодня объединяет, — это эксперимент. Мы ищем новые формы работы с наследием, чтобы оно оставалось живым, актуальным и современным; создаем мост в будущее, где музейное и театральное пространства взаимодействуют, взаимно усиливают и поддерживают друг друга».
Следующим шагом было появление номинации «Музей + театр» в конкурсе грантов «Музей 4.0». За несколько лет победителями были названы десятки проектов: документальные спектакли и иммерсивные променады, опыты с дополненной реальностью, постановки в музеях под открытым небом и в городском пространстве. Среди них — и иммерсивный спектакль-променад «Ракеты. Корабли. Люди» Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского в Калуге, уже вошедший в туристические маршруты города, и проект «Ахматова Digital» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге, который ввел дополненную реальность в музейный маршрут, и проект «Генеральский дом: городская опера» в Ижевске, выросший из сотрудничества музея и театрального центра.
Логичным продолжением системной работы стало участие Фонда Потанина в проекте «Музей в опере / Опера в музее». Это не разовое событие, а многочастная программа на целый сезон, где каждая глава — от оперы Паскаля Дюсапена Passion | «Страсть» до будущей оперы-выставки «Борис Годунов» в Московском музее современного искусства (ММОМА) — предлагает новый способ переживания искусства и взаимодействия с ним.
В проекте встречаются сильные партнеры, каждый со своей традицией: театр «Новая опера», наследующий экспериментальный подход Евгения Колобова, и ММОМА, давно работающий в логике динамичного синтеза экспозиций. Эта связка создает новую художественную среду — не оперу в гостях у музея и не музей, превращенный в декорацию, а полноценное пространство совместного творчества, где кураторская логика влияет на постановку, а сценический язык — на восприятие коллекции.
Театр и музей — разные институции с собственными задачами, темпом работы, аудиторией, именно поэтому сотрудничество оказывается таким продуктивным. Оно заставляет обе стороны выходить за привычные рамки.
Как оценить успех такого сотрудничества? Какие критерии выделяют эксперты Фонда Потанина?
Во-первых, качество взаимодействия партнеров: удалось ли создать равноправную коллаборацию и выстроить общую творческую логику, а не механически соединить театр с музеем?
Во-вторых, что касается иммерсивных спектаклей, важен отклик аудитории. В успешных проектах зритель перестает быть наблюдателем и становится участником. Вовлеченность зрителя — ключевой показатель результата.
И наконец, в-третьих, ответ на вопросы, меняет ли проект саму институцию, помогает ли музею по-новому раскрыть коллекцию, дает ли театру новый художественный язык. В этом смысле успех междисциплинарного проекта — это его способность раздвинуть границы возможного.