18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Снимайте все подряд»: завещание Мартина Парра

Фотография Мартина Парра для профиля на сайте знакомств. Hey Saturday, Лондон, Англия. 2016.  Фото: Saskia Nelson/Hey Saturday
Фотография Мартина Парра для профиля на сайте знакомств. Hey Saturday, Лондон, Англия. 2016.
Фото: Saskia Nelson/Hey Saturday

Ушел из жизни Мартин Парр — британский классик документальной фотографии, непарадной, честной съемки. Он не раз снимал и выставлялся в России, а в опубликованной недавно автобиографии «Крайне ленивый и рассеянный» рассказал о своих советских «кодах»

Мартин Парр умер в 72 года в своем доме в Клифтоне, который называют аристократической душой Бристоля — родного города Бэнкси. Классик бытописательской съемки Парр — с его острым углом фотографического зрения — вероятно, был сильным примером для уличного художника, не менее остросоциального абсурдиста современности. Мартин Парр начал снимать еще в 1970-х, громко заявил о себе в середине 1980-х, и с тех пор состоялось больше 400 его персональных выставок. За полувековую карьеру он стал одним из самых влиятельных и узнаваемых фотографов наших дней.

Мартин Парр. Из серии «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона». 1983-1985.  Фото: Мартин Парр / Magnum Photos
Мартин Парр. Из серии «Последний приют. Фотографии Нью-Брайтона». 1983-1985.
Фото: Мартин Парр / Magnum Photos

В 1970–1980-х он словно рассматривает своих героев в естественной среде, будто рыбок в аквариуме. Где бы Мартин Парр ни оказывался — в сельской общине британской глубинки или на знойном пляже Абу-Даби, среди чопорного лондонского общества или в оголодавшей постсоветской Москве, в толпе туристов, нелепо позирующих у Пизанской башни, или в усталой предрождественской очереди французского магазина, — он снимал жизнь, какова она есть. Без прикрас, пафоса и натужного лоска. Стиль Парра в итоге во многом определил ракурс современной фотографии — с фокусом на искренность, в призме бытовой иронии. Он противопоставил постановочной съемке с «обложки» взгляд любителя, дотошно фиксирующего все приметы места и времени, все «трещинки» его обитателей.

Одной из самых известных стала серия «Последний приют» (1983–1985) на пляже города-курорта Нью-Брайтона, где туристы «отдыхают», сидя на асфальте парковки или на полузаброшенном, не самом чистом морском побережье. Парр намеренно использовал вспышку днем, чтобы усилить эффект «любительского кадра», будто снятого случайно, на ходу, в гуще повседневности. Московский зритель мог видеть цикл в Мультимедиа Арт Музее на Фотобиеннале-2012. В общей сложности директор музея Ольга Свиблова привозила выставки британского документалиста в Россию девять раз. Впервые в 1996 году. А познакомился с нашей страной Мартин Парр еще раньше. В 1990-м он снимал открытие первого «Макдоналдса» в СССР: бесконечную очередь на Пушкинской, людей в меховых шапках, с бледными, как мрамор, лицами, впервые вкушающих фастфуд. Тогда он фиксировал не только исторический момент, но переходное состояние общества. Это тот самый случай, когда, как говорится, на лице все написано.

Мартин Парр. Fashion Week. Москва, Россия. 2004.  Фото: Martin Parr / Magnum Photos
Мартин Парр. Fashion Week. Москва, Россия. 2004.
Фото: Martin Parr / Magnum Photos

Белозубых улыбок и идеальных счастливых лиц на снимках Парра не найти. Он безжалостно препарировал любую фальшь. Особенно наглядно это чувствуется в серии Luxury, снятой на аристократическом британском приеме. У элиты, как и у простых смертных, бывают пятна на платьях и неприглядный животик. Что ни кадр — обезоруживающий укол в самое сердце гламурно-глянцевой фотографии. «Ироничная, изящная и умная, она [фотография] была гораздо ближе московскому концептуализму, чем фотожурналистике», — пишет о Мартине Парре Ольга Свиблова, которая за почти 30 лет сотрудничества подружилась с классиком.

«Он был энциклопедически образован, про фотографию знал все и страстно ее любил, собирая свою коллекцию фотокниг и снимков близких ему фотографов. Он был практиком и теоретиком фотографии. Эстетика Мартина Парра стала новым стилем в мировом искусстве. Она пришла на смену гуманистической фотографии, берущей свое начало от Картье-Брессона. Картье-Брессон долго противился тому, чтобы Парр вошел в „Магнум“. Эстетика Парра — не разрушение традиций „Магнума“, чего боялся отец-основатель агентства, а их развитие на новом уровне в новое время. Думаю, стиль Мартина Парра особенно близок русской литературной традиции и русскому искусству. Его ирония — защитная реакция очень ранимого гуманиста. Он видел „маленького человека“, выводил его из тени, видел в человеке человеческое — без порицания», — вспоминает директор МАММ.

Мартин Парр. Ницца, Франция. 2015.  Фото: Martin Parr / Magnum Photos
Мартин Парр. Ницца, Франция. 2015.
Фото: Martin Parr / Magnum Photos

Мартин Парр многое успел. Он был частью новой волны фотографов-документалистов, одним из пионеров цветной фотосъемки и социального репортажа. Он объездил десятки стран. Принял участие в сотнях проектов по всему миру. Выпустил около 60 персональных фотоальбомов. Написал — вместе с критиком, фотографом и писателем Джерри Бэджером — этапный трехтомник «Фотоальбом: история», вобравший более тысячи примеров с XIX века до наших дней. На этот труд ушло около десяти лет. Парр попробовал себя в роли оператора, куратора, продюсера, педагога. Он собрал серьезную коллекцию фотографии и основал в Бристоле фонд, который показывает его собрание, популяризирует фотоискусство и помогает начинающим фотографам. А еще он счастливо женился и вырастил дочь, признаваясь в интервью, что, несмотря ни на что, семья — главное для него.

Четыре года назад у документалиста обнаружили опухоль. Последнее время он не мог передвигаться без помощи ходунков. Уходящие часы Мартин Парр посвятил написанию книги, в название которой легла строчка из школьной характеристики — «Крайне ленивый и рассеянный». Ей он чрезвычайно гордился. Автобиография вышла в свет в этом ноябре. В ней Мартин вспоминает, кажется, самое важное, о чем можно думать на закате дней, — как в детстве дедушка, страстный фотолюбитель, дал ему в руки первую камеру, как любил наблюдать за птицами ребенком и обожал железные дороги. Как стал заядлым коллекционером — не только фотографии и специальной литературы. Особенно дорога британцу была его коллекция статуэток советских собак-космонавтов.

Мартин Парр на открытии своей выставки «Только человек» в Национальной портретной галерее в Лондоне.  6 марта 2019 года.  Фото: Andy Rain/EPA/ТАСС
Мартин Парр на открытии своей выставки «Только человек» в Национальной портретной галерее в Лондоне. 6 марта 2019 года.
Фото: Andy Rain/EPA/ТАСС

Со свойственной ему иронией описал Парр и своей метод: «Чем больше вы снимаете все подряд, тем больше шансов получить хорошую фотографию, поэтому я продолжаю снимать все подряд». Книгу иллюстрируют его ранние черно-белые снимки, известные цветные серии и последние фото, сделанные на телефон. Потоковая ежедневная фотофиксация «упорядочивает хаос, помогая понять, что мы здесь делаем», считал он. «Одна из тем моих снимков — это то, как все меняется. И мир действительно изменился», — записал Парр.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+