18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Картошка и пончики: проверяем миф о «съедобном» искусстве XX–XXI веков

Автор текста
Алёна Лапина
Журналист, автор телеграм-канала «Фуршета не будет»
Работа Константина Тотибадзе. Галерея Тотибадзе. Фото: Алена Лапина
Работа Константина Тотибадзе. Галерея Тотибадзе.
Фото: Алена Лапина

«Съедобное» продается быстрее. Главный аргумент — сцена из «Не может быть!», где натюрморт ценился дороже пейзажа. Чтобы развенчать этот миф, я отправилась на |catalog| спросить у галеристов: тарелка супа на холсте — это коммерческое преимущество?

Всю жизнь я была уверена: картины про еду в современном искусстве продаются быстрее и бодрее всего остального. Эта странная аксиома, вероятно, родом из детства и фразы из кинофильма Гайдая 1975 года «Не может быть!»: «Два синих цыпленка и полкило огурцов — 300 рублей?» Железная логика советского человека: березовая роща не может стоить дороже дефицитных продуктов. Хотя художники Виталий Комар и Александр Меламид в проекте «Выбор народа» (1994–1997) определили, что любимая картина среднестатистического россиянина — летний пейзаж размером примерно 50 на 40. Именно та самая условная березовая роща. А вот концептуалист Джон Балдессари еще в 1966–1968 годах в своей графической картине дал наставления художникам, которые хотят продаваться. Согласно этой работе, хорошо продаются произведения в светлой гамме, на которых мадонна с младенцем, пейзажи, натюрморты (но без битой дичи), цветы, ню, абстракция, сюрреализм, морские сюжеты. Картины с курами и коровами остаются невостребованными, тогда как те же картины с быками и петухами продаются. Ну что ж, мир изменился, а мое предубеждение осталось. Пора его проверить.

Ярмарка современного искусства |catalog|. 2025.  Фото: Денис Лапшин
Ярмарка современного искусства |catalog|. 2025.
Фото: Денис Лапшин

В Москве сейчас проводится несколько ярмарок современного искусства. Я же для выяснения вопроса о том, влияет ли гастрономический сюжет (и куры с петухами) на продажи, отправилась на профессиональную ярмарку |catalog|, основанную галеристами и поддерживаемую экспертным сообществом. Основная цель ярмарки — «развитие российского арт-рынка, повышение его прозрачности и создание атмосферы уверенности через формирование стабильного ярмарочного цикла». Мне подходит.

Работа Юли Петровой.  Фото: Алена Лапина
Работа Юли Петровой.
Фото: Алена Лапина

Елена Селина, совладелец галереи XL, говорит, что принципиальной разницы нет. И она не специализируется на искусстве с гастрономическими сюжетами. В ее кураторском проекте «Чего ты боишься?» на «Винзаводе» в 2024 году участвовала художница Farangiz Ra с работой «Матрица» про боязнь обычности. Свой страх художница выразила с помощью картофельных клубней. Елена Селина заметила, что картошки не боится и готова ее употреблять в любом готовом виде, лучше с селедкой.

Работа Ирины Тотибадзе. Галерея Тотибадзе. Фото: Алена Лапина
Работа Ирины Тотибадзе. Галерея Тотибадзе.
Фото: Алена Лапина

Георгий Тотибадзе, основатель галереи «Тотибадзе», говорит, что для продажи не имеет значения, еда ли на картине или что-то еще. Только художники, которые пишут еду, очень расстраиваются, если их произведения целенаправленно покупают для оформления кухни.

Художники Марина Белова и Алексей Политов тоже не заметили никакой разницы в тонкостях продаж картин с гастрономическими сюжетами. Алексей заметил только, что раньше, когда анализировал спрос на свои работы, думал, что красный цвет выручает, потом передумал.

Си Ло. Из серии «Всегда время пить чай» #11.  Фото: Алена Лапина
Си Ло. Из серии «Всегда время пить чай» #11.
Фото: Алена Лапина

Галеристка Полина Аскери (известна тем, что обеспечила керамическими пончиками Джей Йонг Кима пол-Москвы) рассказывает: «Я сама страшная сладкоежка. А так, повесил пончик на стену — и вроде удовлетворил свою потребность в быстрых углеводах. Но я не замечала принципиальной разницы между искусством на гастрономическую тему и не связанным с едой. Пончики так хорошо до сих пор продаются, потому что стали еще красивее. Джей Йонг Ким их декор разнообразил кристаллами от Swarovski».

Арт-группа ГрОМ. «Вселенский перекресток». 2025. Фото: Алена Лапина
Арт-группа ГрОМ. «Вселенский перекресток». 2025.
Фото: Алена Лапина

Мой миф разбился о стеклянные стены ярмарки. Галеристы и художники в один голос твердят: нет никакой разницы, изображена ли на полотне тарелка супа из курицы или абстракция кого-то из питерцев. Главное — чтобы искусство было качественным и нашло своего зрителя-ценителя.

Работы Ники Хахаевой. HSE Art Gallery. Фото: Мария Москвичева
Работы Ники Хахаевой. HSE Art Gallery.
Фото: Мария Москвичева

Похоже, арт-рынок наконец повзрослел и переварил советские установки. «Два синих цыпленка» далеко позади. Выходит, в сухом остатке талант и/или имя. И возможно, кристаллы на керамическом пончике.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+