18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Обновленный дом Брюллова в Петербурге теперь зовется «Брюллофт»

Завершен комплекс работ по реставрации и приспособлению исторического здания под современное использование на объекте культурного наследия федерального значения «Дом А.П.Брюллова (П.Ю.Сюзора)».  Фото: Наталья Шкуренок
Завершен комплекс работ по реставрации и приспособлению исторического здания под современное использование на объекте культурного наследия федерального значения «Дом А.П.Брюллова (П.Ю.Сюзора)».
Фото: Наталья Шкуренок
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Владевший этой усадьбой Александр Брюллов, брат великого живописца, реконструировал ее на свой вкус, но судьба особняка была непроста. За последние десятилетия дом на Васильевском острове эволюционировал от коммунального пространства до креативного

Завершен комплекс работ по реставрации и приспособлению исторического здания под современное использование на объекте культурного наследия федерального значения «Дом А.П.Брюллова (П.Ю.Сюзора)». В общей сложности инвесторами затрачено почти 400 млн руб. Новое креативное пространство, которое вскоре откроется в одном из самых известных особняков Васильевского острова, уже получило название «Брюллофт».

Первые постройки на Кадетской линии Васильевского острова появились еще в 1730 году. В 1784-м здесь был возведен трехэтажный каменный дом в стиле классицизм, за которым располагались хозяйственные флигели. В 1845 году усадьбу приобрел архитектор Александр Брюллов (1798–1877), брат знаменитого художника Карла Брюллова, и начал ее перестраивать. Оставив без изменений фасад здания по Кадетской линии, он переделал внутренние постройки: перегородил двор трех­этажным корпусом, пристроил конюшню, сарай. Фасады внутреннего двора оформил барельефами с изображениями амуров, ажурными решетками, установил там фонтан и терракотовую статую Аполлона.

Первое изменение, на которое сразу обращают внимание все знающие этот дом, — новый цвет лицевого фасада. Фото: Наталья Шкуренок
Первое изменение, на которое сразу обращают внимание все знающие этот дом, — новый цвет лицевого фасада.
Фото: Наталья Шкуренок

В 1877 году Александр Брюллов умер, не успев пожить в построенном особняке. Дом унаследовали его дочь и зять, архитектор Павел Сюзор. С 1907 по 1918 год здесь располагался Музей Старого Петербурга, созданный по инициативе Александра Бенуа. После революции особняк и коллекцию музея конфисковали. Позже в главном доме открылся детский сад, а внутренние корпуса отдали под коммунальные квартиры.

В 2008 году дом признали аварийным, и началась многолетняя эпопея по расселению. Здание постепенно приходило в плачевное состояние: вандалы растаскивали ажурные решетки, разбивали лепнину и скульптуру. В 2016 году администрация города вознамерилась передать особняк музею Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). Однако пока готовились документы, планы поменялись, и было решено отдать дом Музею-институту исламской культуры. Но впоследствии эта институция отказалась от здания, и в 2022 году его выставили на торги по программе «Рубль за метр». Через год проект реставрации и реконструкции, разработанный ООО «Кант», получил одобрение государственной историко-культурной экспертизы.

Отреставрированы уцелевший металлический декор, лепные украшения на фасаде, восстановлены утраченные фрагменты лепнины во всех интерьерах. Фото: Наталья Шкуренок
Отреставрированы уцелевший металлический декор, лепные украшения на фасаде, восстановлены утраченные фрагменты лепнины во всех интерьерах.
Фото: Наталья Шкуренок

Сейчас работы фактически завершены. Первое изменение, на которое сразу обращают внимание все знающие этот дом, — новый цвет лицевого фасада. Теперь он не серо-зеленый, а светло-охристый — именно такой оттенок обнаружили реставраторы во время расчистки. Благодаря фотографиям и сохранившимся деталям отделки, удалось восстановить утраченные мраморные камины, изразцовые печи, паркетные полы. И даже почти погибшую статую Аполлона: по сохранившимся фрагментам, фотографиям и описаниям ее воссоздали в современном материале, имитирующем терракоту. Отреставрированы уцелевшие решетки и другой металлический декор, лепные украшения на фасаде, восстановлены утраченные фрагменты лепнины во всех интерьерах.

«Мы сохранили все архитектурно-планировочное пространство, не изменив его ни на полметра, — говорит Александр Басалыгин, один из соинвесторов проекта, основатель управляющей компании «БС Арт Дев». — Кроме того, мы обнаружили и музеефицировали элементы отделки XVIII века и даже некоторые детали уже советского времени».

Реставраторы обнаружили и музеефицировали элементы отделки XVIII века.  Фото: Наталья Шкуренок
Реставраторы обнаружили и музеефицировали элементы отделки XVIII века.
Фото: Наталья Шкуренок

В процессе работы реставраторы живописи, которая занимает почти 100 кв. м, выявили несколько слоев росписей стен и потолков, относящихся к разным периодам. «Во время расчистки потолков в Помпейском зале мы нашли фрагменты живописи в стиле ампир, — рассказал Иван Прохин, заведующий лабораторией научных исследований и реставрации Художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица. — Видимо, Александр Брюллов переписал ее на свой вкус. Точнее, по его проекту это сделал известный в свое время немецкий художник Иоганн Дроллингер, с которым Брюллов дружил. Мы сохранили эти фрагменты, их можно увидеть».

В креативном пространстве «Брюллофт» разместятся лекционные и экспозиционные залы, мастерские, офисы, объекты общепита. Открытие запланировано на середину октября.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+