18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Турецкий пиксель: чем впечатлила 20-я ярмарка Contemporary Istanbul

Ярмарка Contemporary Istanbul 2025. Фото: Contemporary Istanbul
Ярмарка Contemporary Istanbul 2025.
Фото: Contemporary Istanbul

В Стамбуле прошла юбилейная, 20-я международная арт-ярмарка Contemporary Istanbul. Она порадовала громкими именами, новыми пространствами и настоящей интернациональностью

Сакраментальный вопрос на любой ярмарке: а что там самое дорогое? На пресс-конференции из уст Али Гюрели, основателя и главы Contemporary Istanbul, прозвучала цифра €4 млн за работу Лучо Фонтаны. Она особо возбудила аргентинских журналистов, которые гордо говорили: «Видите, наш самый дорогой!» Эту радость не все понимали, так как имя радикала 1960-х накрепко связано с Италией и не многие знают, что по происхождению этот взрезыватель холстов — из аргентинского Росарио, а в Милан окончательно перебрался годам к 30-ти. Впрочем, увидеть его работу не удалось: турецкая галерея DG сообщала, что она продана, предлагая взамен работы других «голубых фишек» — от Фернандо Ботеро до Такаси Мураками и Марка Куинна, а вторым по дороговизне на ее стенде стал большой холст Джорджо Кондо ($2 млн).

Ярмарка Contemporary Istanbul 2025. Фото: Contemporary Istanbul
Ярмарка Contemporary Istanbul 2025.
Фото: Contemporary Istanbul

Галерея эта молодая, но амбициозная. К тому же ей досталось козырное место — с отдельным входом с улицы и стеклянными витринами. Соседняя дверь и такое же роскошное пространство — у галереи Pilevneli. Основатель галереи Марк Пилевнели — значимая фигура на турецкой арт-сцене. Свою первую галерею он завел еще в 2001 году и первым из турок прорвался на Art Basel. Эти две галереи послужили рекламными агентами нового шопинг-мола, где, по замыслу застройщиков, должно поселиться и искусство. Остальные полсотни галерей из 16 стран разместились в двух больших пространствах, а для общественной жизни — концертов, паблик-токов и прочего — была сооружена гигантская палатка-павильон из алых полотнищ в духе Христо.

Район старинных верфей Терсане на берегу бухты Золотой Рог, где базируется ярмарка, развивается с невероятной скоростью.  Фото: Firuz Souyer/Contemporary Istanbul
Район старинных верфей Терсане на берегу бухты Золотой Рог, где базируется ярмарка, развивается с невероятной скоростью.
Фото: Firuz Souyer/Contemporary Istanbul

Район старинных верфей Терсане на берегу бухты Золотой Рог, где базируется ярмарка, развивается с невероятной скоростью. Тут уже появились реконструированные из судостроительных заводов шикарные гостиницы, открываются магазины, множество кафе и ресторанов. Об историческом прошлом напоминают специально оставленные артефакты — огромные проржавевшие портовые краны. Мотив такого крана обыгрывает в своей гигантской 18-метровой инсталляции «Состояние желания» в одном из бывших цехов верфи итальянец Арканджело Сассолино. Это огромные весы, где гирями служат два мраморных блока, демонстрирующих шаткое равновесие: с помощью моторов перевешивает то одна, то другая сторона. Кран не продается, выставка — некоммерческий проект.

Если же вернуться к ценам, то внушительную сумму — €450 тыс. в дубайской галерее AWC — просили за макабрическую инсталляцию главной португальской звезды Жоаны Вашконселуш, которая сделала себе имя на гиперболизации вязания. Если представить себе спицы, которыми могла бы быть связана ее композиция, то в диаметре они должны быть не меньше, чем ручка швабры.

Работа Эрдага Акселя на ярмарке Contemporary Istanbul 2025.  Фото: Contemporary Istanbul
Работа Эрдага Акселя на ярмарке Contemporary Istanbul 2025.
Фото: Contemporary Istanbul

Турецкие звезды подтягиваются к иностранным коллегам. Так, занимающая всю стену складная ярко-желтая конструкция Эрдага Акселя оценивалась в $125 тыс. Галерея Siyah Beyaz из Анкары — настоящий старожил: она существует уже 39 лет. И хвастается, что ее художник представлен в самом Тейт Модерн. Прелесть желтой скульптуры в том, что она может по-разному складываться и существовать не только в интерьерах, но и карабкаться по стене или стоять в саду. При этом в галерее можно найти и вполне доступное искусство. Так, объект в виде ремня с надписью на турецком, которую можно перевести как «пора затянуть пояса», продавался по $1,5 тыс. — правда, это тираж в 20 экземпляров.

Такого мало-мальски критического искусства на ярмарке совсем немного. Попалась на глаза яркая неоновая надпись на турецком примерно такого же содержания, что и на ремне. Она была смонтирована на щите с настоящими рукописными долговыми счетами, которые в небогатых районах ведут хозяева магазинчиков и кафе, отпускающие своим соотечественникам продукты в кредит. Галерея Anna Laudel (Стамбул, Дюссельдорф, Бодрум), где висело это произведение, работает на два фронта: промоутирует турецких художников и показывает интернациональных в Турции. Так, сейчас в галерее, занимающей целое здание с террасой в стамбульском районе Бейоглу, идет выставка итальянского концептуалиста Даньеле Сигало.

Острые политические и социальные темы стоит искать на 18-й Стамбульской биеннале современного искусства, проходящей под девизом «Трехногая кошка», — ярмарка же показывает больше глянцевую сторону арт-жизни, что вполне понятно и логично. Тут предлагалась масса всевозможной живописи, эффектной скульптуры (особенно много работ Тони Крэгга) и объектов.

Интересно, что прослеживается некая мировая мода: на стендах галерей из разных стран можно было найти «интерьерные» картины — не только в смысле украшения интерьера, хотя это тоже подразумевается, но и в том смысле, что это картины, изображающие интерьеры. Так, огромный холст флорентийца Массимо Джаннони с перспективой какой-то старинной библиотеки с двумя глобусами на первом плане продавался за €35 тыс. в Muse Contemporary (Стамбул). А галерея Pedro Sera (Лиссабон, Мадрид) выставила живопись на плексигласе, созданную художником Жилом Эйтором Кортезаном по мотивам фотографий из интерьерных журналов 1950-х годов (эти ретрокартины стоили €43–48 тыс.). В России тоже есть представители этой тенденции — достаточно назвать Виталия Пушницкого, чья большая выставка сейчас идет в московском Музее архитектуры.

Инсталляция Джуди Чикаго What if Women Ruled the World? на ярмарке Contemporary Istanbul 2025. Фото: Contemporary Istanbul
Инсталляция Джуди Чикаго What if Women Ruled the World? на ярмарке Contemporary Istanbul 2025.
Фото: Contemporary Istanbul

На ярмарке относятся с огромным пиететом к женскому арт-равноправию. На многих стендах были работы художниц. А стамбульская Ferda Art Platform декларативно посвятила свой стенд исключительно женщинам. Его лицом стало внушительное полотно Мерве Шенель «Экстаз Венеры», исполненное в манере, похожей на манеру модной и очень дорогой Флоры Юхнович, когда сюжеты классической живописи раскладываются на энергичные импрессионистские мазки.

Большая черно-белая фотография женщины, закрывающей обнаженную грудь руками, — мгновенно узнаваемый образ и стиль Ширин Нешат, пожалуй, самой знаменитой художницы из исламского мира. Вся поверхность свежего, 2024 года, снимка покрыта миниатюрной каллиграфией. И при тираже в пять штук он продается за $120 тыс. в известной стамбульской галерее Dirimart. Мадридская Mira представила коллажную композицию (€160 тыс.) недавней обладательницы почетного «Золотого льва» Венецианской биеннале 87-летней Нил Ялтер, родившейся в Каире, учившейся в Стамбуле, работавшей в Париже.

Марина Абрамович на ярмарке Contemporary Istanbul, где галерея TAEX представила ее серию «Невозможные перформансы». Фото: Contemporary Istanbul
Марина Абрамович на ярмарке Contemporary Istanbul, где галерея TAEX представила ее серию «Невозможные перформансы».
Фото: Contemporary Istanbul

Но настоящий бенефис случился у другой суперзвезды, уже из славянского мира — Марины Абрамович. Ее серию «Невозможные перформансы» представляла галерея TAEX, основанная Инной Баженовой, бывшей издательницей The Art Nеwspaper Russia. Это цифровые тиражные работы с дигитальным аватаром главной перформансистки современности, которая в следующем году собирается отметить свое 80-летие ретроспективой в Венеции. На лицо художницы то налезает большой омар, то его атакуют, как дроны, голубые черепа, то вокруг ее выразительного носа обвивается золотистая змея. Все эти завораживающие образы были выведены на большие экраны во время гала-праздника в честь 20-летия ярмарки. Купить же дигитальный перформанс можно было по цене от $2,25 тыс. до $5,5 тыс. Галерей с русским следом больше не было, но российские коллекционеры были замечены.

Произведения, созданные по принципу «лицо плюс что-то странное» демонстрировала турецкая Summart, устраивающая арт-резиденции в Кейптауне. Самое интересное на ее стенде — это фотографии художника из Найроби Сайруса Кабиру. Знатокам они могут напомнить концептуальную серию Комара и Меламида 1970-х с разными абсурдными приспособлениями для ношения на лице или «Очки для каждого советского человека» Леонида Сокова той же эпохи, только очки и маски африканца отличаются невиданным декоративным буйством, характерным для работ художников с этого континента. Комплект «фото плюс объект» стоит $9 тыс., отдельно фото — $3 тыс.

Ярмарка Contemporary Istanbul 2025. Фото: Contemporary Istanbul
Ярмарка Contemporary Istanbul 2025.
Фото: Contemporary Istanbul

Юмористический комментарий о роли женщин в искусстве, и не только в искусстве, предложила галерея Mark Hachem (Бейрут, Нью-Йорк, Париж), где хитом стала видеоработа «Золотой дождь» ($10 тыс.) художника из Цюриха, называющего себя просто Марк. Это одновременно и пародия на Билла Виолу, чьи персонажи борются с водной стихией (а тут просто девушка плавает в бассейне), и намек на эротические приключения (за это отвечает массивная золотая рама).

Вообще, видео-арта и дигитального искусства на ярмарке было раз-два и обчелся. Компенсировать эту ситуацию была призвана цифровая кракозябра на свежем воздухе — завернутая в узел монументальная скульптура, она же экран, Neuroflux выбившегося в большие люди турецкого художника и архитектора Гювенча Озеля, учившегося у Фрэнка Гери, а ныне звезды фестивалей Sundance и Coachella. Художник недавно был включен в число самых влиятельных турок в США.

Neuroflux Гювенча Озела на ярмарке Contemporary Istanbul 2025. Фото: Contemporary Istanbul
Neuroflux Гювенча Озела на ярмарке Contemporary Istanbul 2025.
Фото: Contemporary Istanbul

В этот раз Америке был посвящен специальный фокус ярмарки — оттуда приехало пять галерей плюс большая делегация журналистов, музейщиков и коллекционеров. На стенде нью-йоркской Heft особое внимание привлекал большой и яркий турецкий ковер. При ближайшем рассмотрении оказалось, что он сложен из деталей Lego. К тому же выяснилось, что эта работа из серии «Турецкий пиксель» принадлежит не кому иному, как арт-директору ярмарки и художнику Сарпу Керему Явузу. Вот так, как будто играючи, Турция вписывает себя в мировую художественную сцену.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+