18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эдвард Мунк приглашает к столу. Операционному

Выставка «Lifeblood. Эдвард Мунк» в Музее Мунка.  Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet
Выставка «Lifeblood. Эдвард Мунк» в Музее Мунка.
Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Название выставки Lifeblood в Музее Мунка в Осло можно перевести по-разному. Как известно, этим словом художник называл свое творчество в целом. Однако здесь есть и другой аспект, чисто медицинский

Эдвард Мунк всю жизнь боялся легочных, психических и венерических заболеваний и много времени проводил в лечебных учреждениях и санаториях. Камертоном выставки стала картина «На операционном столе» (1902–1903) с обнаженным телом, фигурой медсестры и ярким пятном крови на первом плане. Толчком к ее созданию, вероятно, послужила история с пальцем художника, простреленным после бурного расставания с невестой, Туллой Ларсен. Рядом с картиной — рентгеновский снимок кисти руки Мунка с застрявшей пулей. Тот же прием использован не раз. Так, около «Автопортрета после испанки» (1919) показан кислородный аппарат (очень передовой для того времени).

Выставка «Lifeblood. Эдвард Мунк» в Музее Мунка.  Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet
Выставка «Lifeblood. Эдвард Мунк» в Музее Мунка.
Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet

Отец и брат художника были врачами, и в 12 лет он уже рисовал акварелью натюрморты с лекарствами. Вокруг него было много смертей: сестра Софи, мать, потом брат. «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами, которые стояли у моей колыбели», — писал Мунк. Он изображал больных и мертвых детей, полуобнаженных пациентов больниц, свою сестру Лору, которая провела годы в психиатрической клинике, друга, профессора анатомии Кристиана Шрайнера, и скелеты.

Выставка «Lifeblood. Эдвард Мунк» в Музее Мунка.  Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet
Выставка «Lifeblood. Эдвард Мунк» в Музее Мунка.
Фото: Ove Kvavik/Munchmuseet

Последних на картинах особенно много, а кураторы выставки добавили к ним человеческий скелет анонимного ровесника Мунка, банки с мокротой и деревянный детский инкубатор.

Музей Мунка
«Lifeblood. Эдвард Мунк»
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+