18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Уильям Тёрнер и Джон Констебл, конкуренты не разлей вода

Джон Констебл. П«ожар в Палате лордов и Палате общин 16 октября 1834 года». 1835.  Фото: Philadelphia Museum of Art
Джон Констебл. П«ожар в Палате лордов и Палате общин 16 октября 1834 года». 1835.
Фото: Philadelphia Museum of Art
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Современники и соперники, эти два выдающихся английских пейзажиста вошли в историю искусства автономно, каждый сам по себе. Но искусствовед Никола Мурби увидел смысл и резон в том, чтобы переплести их творческие биографии в едином повествовании

На удивление трудно говорить о Джозефе Мэллорде Уильяме Тёрнере (1775–1851), не упомянув Джона Констебла (1776–1837), и наоборот. Два самых выдающихся художника Великобритании не только работали в одной и той же области пейзажной живописи, но и родились с относительно небольшой разницей во времени. В год 250-летия со дня рождения первого и предстоящего юбилея второго в издательстве Йельского университета вышла книга «Тёрнер и Констебл: искусство, жизнь, пейзаж».

Nicola Moorby. Turner & Constable: Art, Life, Landscape. Yale University Press. 352 с.: 40 цв. ил. £25. На английском языке
Nicola Moorby. Turner & Constable: Art, Life, Landscape. Yale University Press. 352 с.: 40 цв. ил. £25. На английском языке

Ее автор Никола Мурби, куратор отдела британского искусства 1790–1850 годов в музее Тейт, прослеживает две творческие биографии, которые до этого никогда не описывались параллельно и с такой полнотой. Анализ уже существующей литературы и добавление новых аспектов — явно непростая задача. Дополнительная проблема состояла в том, что публичная карьера Тёрнера началась на 12 лет раньше, чем у Констебла, которого он к тому же пережил на 14 лет. Этот хронологический дисбаланс Мурби умело преодолевает тематическим подходом, уделяя равное внимание каждому из героев.

Например, в одной из глав сравнивается то, как художники обходились со своими «родными» реками в первые два десятилетия XIX века. Темза у Тёрнера и Стоур у Констебла отра­зили их определяющие подходы к искусству: первый превращал наблюдения за пейзажами в грандиозные повествования, а второй транслировал глубоко личные ощущения. Рассмотрение этой темы Мурби завершает цитатой из обзора художественного критика Роберта Ханта, который еще в 1819 году пришел к выводу, что у Констебла «природа не столь поэтична, как у гос­подина Тёрнера, но в ней больше портретности».

Джон Констебл. «Белая лошадь». 1819.  Фото: The Frick Collection
Джон Констебл. «Белая лошадь». 1819.
Фото: The Frick Collection

Хотя Никола Мурби последовательно выявляет общую цель своих главных героев — поднять британскую пейзажную живопись на более высокий уровень, все же их различия представлены в книге полной мерой. Тёрнер, убежденный холостяк, выходец из низов, добившийся всего сам, сначала стремительно двигался к успеху (уже в молодые годы он был избран членом Королевской академии), а затем стал создавать все более и более спорные произведения. Констебл, представитель среднего класса, преданный муж и семьянин, долго пытался найти покупателей и добиться хоть какого-то признания. В академию его приняли лишь через 27 лет после Тёрнера.

Джон Констебл. «Дождь, пар и скорость». 1844.  Фото: National Gallery, London
Джон Констебл. «Дождь, пар и скорость». 1844.
Фото: National Gallery, London

В книге приводится подробная хроника всех их встреч с достоверными предположениями о том, что могло обсуждаться. Важно отметить, что Тёрнер крайне редко высказывался о Констебле, тогда как последний гораздо чаще говорил о сопернике — иногда благосклонно, но преимущественно с обидой и ревностью. Также рассказывается о двух знаменитых инцидентах, которые произошли перед открытием выставок Королевской академии. В 1831 году Констебл, входивший в отборочную комиссию, поместил свой «Вид на собор в Солсбери с луга» на самое видное место, первоначально предназначавшееся для картины Тёрнера «Дворец и мост Калигулы». Годом позже полотно Констебла «Открытие моста Ватерлоо» оказалось в прямом соседстве с морским пейзажем «Хеллевутслёйс» кисти Тёрнера; перед вернисажем последний посадил киноварью на свой холст красную кляксу, которую превратил в буй на воде — предположительно в ответ на красные фрагменты у Констебла (этот эпизод был воспроизведен в фильме Майка Ли «Мистер Тёрнер» 2014 года).

Джон Констебл. «На реке Стаур». Около 1834-1837.   Фото: The Phillips Collection, Washington DC
Джон Констебл. «На реке Стаур». Около 1834-1837.
Фото: The Phillips Collection, Washington DC

В первом случае художник Дэвид Робертс записал, что Тёрнер набросился на Констебла «как хорек»; во втором Констебл, по словам художника К.Р.Лесли, назвал Тёрнера человеком, который «пришел и выстрелил из пистолета». Впрочем, Мурби напоминает нам, что каждое из этих событий было засвидетельствовано только одним очевидцем. Книга вдумчиво пересматривает записи современников в свете важных контекстуальных смягчений.

Здесь также отчасти пересмотрен стереотип о Тёрнере и Констебле как об олицетворении успеха и неудачи соответственно. Вспомнить хотя бы те моменты 1820-х годов, когда работы второго начали вызывать восхищение, в то время как у первого появились недоброжелатели. Более свежий и естественный стиль Констебла стал восприниматься как сугубо английский и даже вызывал зависть у иностранцев, после того как на парижском Салоне 1824 года ему была присуждена золотая медаль. Парадоксально, но именно Констебл оказал в конечном счете большее влияние на импрессионистов, чем когда-либо оказывал Тёрнер. Тем не менее доходы Тёрнера всегда оставались значительно выше. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+