18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Уильям Тёрнер и Джон Констебл, конкуренты не разлей вода

Уильям Тёрнер. П«ожар в Палате лордов и Палате общин 16 октября 1834 года». 1835.  Фото: Philadelphia Museum of Art
Уильям Тёрнер. П«ожар в Палате лордов и Палате общин 16 октября 1834 года». 1835.
Фото: Philadelphia Museum of Art
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Современники и соперники, эти два выдающихся английских пейзажиста вошли в историю искусства автономно, каждый сам по себе. Но искусствовед Никола Мурби увидел смысл и резон в том, чтобы переплести их творческие биографии в едином повествовании

На удивление трудно говорить о Джозефе Мэллорде Уильяме Тёрнере (1775–1851), не упомянув Джона Констебла (1776–1837), и наоборот. Два самых выдающихся художника Великобритании не только работали в одной и той же области пейзажной живописи, но и родились с относительно небольшой разницей во времени. В год 250-летия со дня рождения первого и предстоящего юбилея второго в издательстве Йельского университета вышла книга «Тёрнер и Констебл: искусство, жизнь, пейзаж».

Nicola Moorby. Turner & Constable: Art, Life, Landscape. Yale University Press. 352 с.: 40 цв. ил. £25. На английском языке
Nicola Moorby. Turner & Constable: Art, Life, Landscape. Yale University Press. 352 с.: 40 цв. ил. £25. На английском языке

Ее автор Никола Мурби, куратор отдела британского искусства 1790–1850 годов в музее Тейт, прослеживает две творческие биографии, которые до этого никогда не описывались параллельно и с такой полнотой. Анализ уже существующей литературы и добавление новых аспектов — явно непростая задача. Дополнительная проблема состояла в том, что публичная карьера Тёрнера началась на 12 лет раньше, чем у Констебла, которого он к тому же пережил на 14 лет. Этот хронологический дисбаланс Мурби умело преодолевает тематическим подходом, уделяя равное внимание каждому из героев.

Например, в одной из глав сравнивается то, как художники обходились со своими «родными» реками в первые два десятилетия XIX века. Темза у Тёрнера и Стоур у Констебла отра­зили их определяющие подходы к искусству: первый превращал наблюдения за пейзажами в грандиозные повествования, а второй транслировал глубоко личные ощущения. Рассмотрение этой темы Мурби завершает цитатой из обзора художественного критика Роберта Ханта, который еще в 1819 году пришел к выводу, что у Констебла «природа не столь поэтична, как у гос­подина Тёрнера, но в ней больше портретности».

Джон Констебл. «Белая лошадь». 1819.  Фото: The Frick Collection
Джон Констебл. «Белая лошадь». 1819.
Фото: The Frick Collection

Хотя Никола Мурби последовательно выявляет общую цель своих главных героев — поднять британскую пейзажную живопись на более высокий уровень, все же их различия представлены в книге полной мерой. Тёрнер, убежденный холостяк, выходец из низов, добившийся всего сам, сначала стремительно двигался к успеху (уже в молодые годы он был избран членом Королевской академии), а затем стал создавать все более и более спорные произведения. Констебл, представитель среднего класса, преданный муж и семьянин, долго пытался найти покупателей и добиться хоть какого-то признания. В академию его приняли лишь через 27 лет после Тёрнера.

Уильям Тёрнер. «Дождь, пар и скорость». 1844.  Фото: National Gallery, London
Уильям Тёрнер. «Дождь, пар и скорость». 1844.
Фото: National Gallery, London

В книге приводится подробная хроника всех их встреч с достоверными предположениями о том, что могло обсуждаться. Важно отметить, что Тёрнер крайне редко высказывался о Констебле, тогда как последний гораздо чаще говорил о сопернике — иногда благосклонно, но преимущественно с обидой и ревностью. Также рассказывается о двух знаменитых инцидентах, которые произошли перед открытием выставок Королевской академии. В 1831 году Констебл, входивший в отборочную комиссию, поместил свой «Вид на собор в Солсбери с луга» на самое видное место, первоначально предназначавшееся для картины Тёрнера «Дворец и мост Калигулы». Годом позже полотно Констебла «Открытие моста Ватерлоо» оказалось в прямом соседстве с морским пейзажем «Хеллевутслёйс» кисти Тёрнера; перед вернисажем последний посадил киноварью на свой холст красную кляксу, которую превратил в буй на воде — предположительно в ответ на красные фрагменты у Констебла (этот эпизод был воспроизведен в фильме Майка Ли «Мистер Тёрнер» 2014 года).

Джон Констебл. «На реке Стаур». Около 1834-1837.   Фото: The Phillips Collection, Washington DC
Джон Констебл. «На реке Стаур». Около 1834-1837.
Фото: The Phillips Collection, Washington DC

В первом случае художник Дэвид Робертс записал, что Тёрнер набросился на Констебла «как хорек»; во втором Констебл, по словам художника К.Р.Лесли, назвал Тёрнера человеком, который «пришел и выстрелил из пистолета». Впрочем, Мурби напоминает нам, что каждое из этих событий было засвидетельствовано только одним очевидцем. Книга вдумчиво пересматривает записи современников в свете важных контекстуальных смягчений.

Здесь также отчасти пересмотрен стереотип о Тёрнере и Констебле как об олицетворении успеха и неудачи соответственно. Вспомнить хотя бы те моменты 1820-х годов, когда работы второго начали вызывать восхищение, в то время как у первого появились недоброжелатели. Более свежий и естественный стиль Констебла стал восприниматься как сугубо английский и даже вызывал зависть у иностранцев, после того как на парижском Салоне 1824 года ему была присуждена золотая медаль. Парадоксально, но именно Констебл оказал в конечном счете большее влияние на импрессионистов, чем когда-либо оказывал Тёрнер. Тем не менее доходы Тёрнера всегда оставались значительно выше. 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+