18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эдвард Барра: злачные места в кукольном городке

Эдвард Барра. «Полуночная песня». 1931. Фото: частная коллекция/Lefevre Fine Art, London / Bridgeman Images
Эдвард Барра. «Полуночная песня». 1931.
Фото: частная коллекция/Lefevre Fine Art, London / Bridgeman Images
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Тейт Бритен показывает ретроспективу художника, который изображал сомнительную подноготную городской жизни, разрабатывал декорации и костюмы для постановок, писал пустые, хмурые пейзажи, пронизанные мрачной энергией

«Загадочный», «интригующий», «художник-аномалия» — по эпитетам, которые регулярно используют по отношению к Эдварду Барре (1905–1976), нетрудно догадаться о месте, которое он занимает в британском искусстве ХХ века. Хотя в 2007 году была опубликована биография, а в 2011-м в галерее Pallant House состоялась обзорная выставка его творчества и на BBC вышел посвященный ему фильм, для большинства посетителей ретроспективы в Тейт Бритен фигура Эдварда Барры относительно неизвестна. «Люди ценят его искусство, находят его увлекательным и интересным, но потом просто снова забывают», — говорит куратор выставки Томас Кеннеди.

При жизни Барра добился значительного успеха. Он был в числе участников Лондонской международной выставки сюрреалистов 1936 года и в течение непродолжительного времени входил в группу Пола Нэша Unit One. Но яростное сопротивление любой категоризации и снисходительная язвительность в адрес всякого, кто пытался обсуждать его искусство, не способствовали развитию карьеры художника. Его подруга, фотограф Барбара Кер-Сеймер, вспоминает, как он с неохотой посетил собственную ретроспективу в Галерее Тейт в 1973 году и прошел ее «почти не останавливаясь».

Эдвард Барра. «Просто райская сцена в Гарлеме». 1957. Фото: частная коллекция
Эдвард Барра. «Просто райская сцена в Гарлеме». 1957.
Фото: частная коллекция

В новой экспозиции, выстроенной в хронологическом порядке, представлено более 80 картин и недавно обнаруженные архивные материалы, охватывающие всю карьеру художника с 1920-х по 1970-е годы. В нее вошли и такие раритеты, как акварель «Корнуэльские глиняные карьеры» (1970) из частной коллекции.

Хранящийся в Тейт архив очень информативен и содержит, как рассказывает биограф художника Джейн Стивенсон, «сотни и сотни потрепанных писем, которые служат основным окном в личный мир Барры». Переписка была спасением для Барры, который часто не мог работать из-за приступов ревматоидного артрита и наследственной анемии и страдал хроническими болями на протяжении всей жизни.

Эдвард Барра. «Корнуэльские глиняные карьеры». 1970. Фото: частная коллекция
Эдвард Барра. «Корнуэльские глиняные карьеры». 1970.
Фото: частная коллекция

Если не считать периода обучения в художественной школе в Лондоне в начале 1920-х годов, Барра всю жизнь прожил в благополучном городе Рай в Восточном Сассексе, который он шутливо называл «кукольным городком». Здесь он восстанавливал силы в промежутках между сибаритскими авантюрами, реконструируя в краске джаз-клубы Парижа 1920-х и Нью-Йорка 1930-х, где он прожил несколько месяцев в период расцвета «гарлемского ренессанса». Кеннеди говорит, что картины «пронизаны ритмами его музыки» — на выставке будут звучать записи из обширной коллекции пластинок Барры (еще одна категория до сих пор не каталогизированного архива).

Возможно, благодаря музыке воспоминания художника были настолько яркими, что позволяли ему обходиться без подготовительных набросков. «Это выглядит очень впечатляюще, — рассказывает куратор. — Он набрасывал рисунок свободной линией, а потом наносил краску сразу поверх него. Они такие особенные».

Эдвард Барра. «Группа». 1934.  Фото: British Council Collection
Эдвард Барра. «Группа». 1934.
Фото: British Council Collection

За исключением ранних картин маслом и небольшого числа коллажей, Барра писал акварелью, удобно устроившись за столом и проходя несколько раз по одному небольшому участку, чтобы добиться эффекта, напоминающего масло. Нередко он соединял несколько листов. На примере вошедшей в экспозицию трехчастной картины «Солдаты в городе Рай» (1941) видно, как помрачнел тон его работ в военные годы. В 1936 году из-за гражданской войны Барра был вынужден покинуть свою любимую Испанию, и с тех пор отголоски этого жестокого конфликта звучали в его творчестве. Благодаря архиву на выставке представлен анализ реакции художника на события тех лет.

По мере ухудшения здоровья Эдвард Барра все чаще рисовал по следам автомобильных путешествий по Великобритании, которые предпринимал вместе с сестрой. В этих поздних картинах посетители, возможно, заметят переклички с Итель Кохун (1906–1988), ретроспективу которой можно увидеть в Тейт по тому же билету. Хотя художники не были знакомы друг с другом, у них было немало общего: оба они были квазисюрреаллистами, но не примыкали к движению — как отмечает Кеннеди, не в последнюю очередь из-за выбранного ими материала. «Оба автора расширили границы возможного в акварели, они экспериментировали, каждый по-своему, создавая поразительные композиции», — добавляет куратор. 

Тейт Бритен
«Эдвард Барра»
До 19 октября

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+