18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку

Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои давние секреты.  Фото: Архив Анны Асеевой
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои давние секреты.
Фото: Архив Анны Асеевой
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством

У большинства из нас со старой фотографией ассоциируются маленькие и нечеткие снимки из семейных альбомов. Однако фотография, которая поступила из Саратовского областного краеведческого музея на реставрацию к независимому эксперту в области сохранения фотографического наследия, реставратору фотодокументов высшей категории Анне Асеевой, совершенно иная. На огромном (44 на 97 см) отпечатке запечатлено 1118 человек — военных, лицо и обмундирование каждого из которых можно рассмотреть во всех подробностях. Больше в музее о фотографии не знали ничего: ни кто на ней изображен, ни как она попала в коллекцию, ни когда появился большой разрыв в нижней части снимка. Сейчас по инициативе Анны Асеевой создана целая исследовательская группа по изучению этого снимка, с историком и фотографом в составе.

«Полковая фотография — это особый, уникальный жанр, который практиковался буквально в течение нескольких лет в начале ХХ века, — рассказывает военный историк Марат Хайрулин, заместитель директора Музея техники Вадима Задорожного по научно-исследовательской работе, который сейчас собирает материал для научной публикации о полковой фотографии. — Чаще всего это групповая фотография сослуживцев, сделанная обычным для того времени фотоаппаратом. Но среди них выделяется уникальная группа из примерно 30 отпечатков большого размера и отличной четкости. Они рассеяны по разным музейным и частным коллекциям. На всех изображены полки, расквартированные в Санкт-Петербургском, Варшавском и Виленском военных округах. Например, самые известные из них — лейб-гвардии Кексгольмский, Санкт-Петербургский и Волынский полки». На основе сочетания деталей униформы, погон, нагрудных знаков Марат Хайрулин идентифицировал фото из саратовского музея как изображение лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады, которая в 1900-х годах также стояла под Варшавой.

Иерархия на фото строго соблюдена: в центре первых рядов находится командный состав. Здесь же видна музыкальная команда полка с разными инструментами в руках. Снимки делались, по-видимому, в одном месте. Позади солдат, плотно стоящих на специально построенных лесах, видно одно и то же кирпичное здание. «Вероятно, все эти снимки делались одним и тем же фотографом со специальной панорамной камерой, для которой делали помост высотой 2–3 м. В камеру помещалась стеклянная фотопластина, с которой контактным способом делался отпечаток», — говорит Марат Хайрулин. Четкость снимков просто удивительная: каждый из портретов выдерживает огромное увеличение; по знакам различия, наградам и по сопоставлению с другими фото на каждом снимке удается идентифицировать личности 10–15 человек.

Эта полковая фотография была выполнена в очень высоком качестве, но время ее не очень-то пощадило.  Фото: Архив Анны Асеевой
Эта полковая фотография была выполнена в очень высоком качестве, но время ее не очень-то пощадило.
Фото: Архив Анны Асеевой

Сохранность снимка лейб-гвар­дии 3-й артиллерийской бригады из саратовского музея сложная. «Большеформатная фотография дублирована на картон ненадлежащего качества. По всей поверхности наблюдаются значительные пастозные загрязнения, которые в некоторых местах делают изображение слабо читаемым, — объясняет Анна Асеева, которая планирует заниматься реставрацией снимка в течение ближайших нескольких месяцев. — Механические повреждения, такие как многочисленные изломы, утрата эмульсионного слоя в некоторых местах, значительный разрыв в правой нижней части фотографии и утрата левого верхнего угла, говорят о том, что фотография была помещена на основу уже после получения повреждений. Возможно, после раздублировки, удаления остатков клея и бумаги на оборотной стороне обнаружатся ценные надписи или пометки, что, безусловно, станет большой удачей для нашего исследования и для истории в целом».

Над фотографией будут производиться все положенные реставрационные манипуляции, начиная с механической очистки поверхности, удаления картона ненадлежащего качества, подклейки изломов и разрывов. Преду­смотрена финальная дублировка панорамы сначала на японскую бумагу, а после — на картон, прошедший тест на фотографическую активность; будет проведено художественное восполнение утрат. На заключительном этапе отпечаток поместят в пресс для стабилизации и выравнивания.

К осени снимок в консервационной упаковке вернется в музей, где теперь, получив историю, сможет занять место в экспозиции. Однако работа над темой продолжится: исследовательская группа попытается воссоздать уникальный фотоаппарат из прошлого и сделать им снимки, не уступающие по качеству сделанным более 100 лет назад, а также намерена снять об этом документальный фильм.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+