У большинства из нас со старой фотографией ассоциируются маленькие и нечеткие снимки из семейных альбомов. Однако фотография, которая поступила из Саратовского областного краеведческого музея на реставрацию к независимому эксперту в области сохранения фотографического наследия, реставратору фотодокументов высшей категории Анне Асеевой, совершенно иная. На огромном (44 на 97 см) отпечатке запечатлено 1118 человек — военных, лицо и обмундирование каждого из которых можно рассмотреть во всех подробностях. Больше в музее о фотографии не знали ничего: ни кто на ней изображен, ни как она попала в коллекцию, ни когда появился большой разрыв в нижней части снимка. Сейчас по инициативе Анны Асеевой создана целая исследовательская группа по изучению этого снимка, с историком и фотографом в составе.
«Полковая фотография — это особый, уникальный жанр, который практиковался буквально в течение нескольких лет в начале ХХ века, — рассказывает военный историк Марат Хайрулин, заместитель директора Музея техники Вадима Задорожного по научно-исследовательской работе, который сейчас собирает материал для научной публикации о полковой фотографии. — Чаще всего это групповая фотография сослуживцев, сделанная обычным для того времени фотоаппаратом. Но среди них выделяется уникальная группа из примерно 30 отпечатков большого размера и отличной четкости. Они рассеяны по разным музейным и частным коллекциям. На всех изображены полки, расквартированные в Санкт-Петербургском, Варшавском и Виленском военных округах. Например, самые известные из них — лейб-гвардии Кексгольмский, Санкт-Петербургский и Волынский полки». На основе сочетания деталей униформы, погон, нагрудных знаков Марат Хайрулин идентифицировал фото из саратовского музея как изображение лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады, которая в 1900-х годах также стояла под Варшавой.
Иерархия на фото строго соблюдена: в центре первых рядов находится командный состав. Здесь же видна музыкальная команда полка с разными инструментами в руках. Снимки делались, по-видимому, в одном месте. Позади солдат, плотно стоящих на специально построенных лесах, видно одно и то же кирпичное здание. «Вероятно, все эти снимки делались одним и тем же фотографом со специальной панорамной камерой, для которой делали помост высотой 2–3 м. В камеру помещалась стеклянная фотопластина, с которой контактным способом делался отпечаток», — говорит Марат Хайрулин. Четкость снимков просто удивительная: каждый из портретов выдерживает огромное увеличение; по знакам различия, наградам и по сопоставлению с другими фото на каждом снимке удается идентифицировать личности 10–15 человек.
Сохранность снимка лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады из саратовского музея сложная. «Большеформатная фотография дублирована на картон ненадлежащего качества. По всей поверхности наблюдаются значительные пастозные загрязнения, которые в некоторых местах делают изображение слабо читаемым, — объясняет Анна Асеева, которая планирует заниматься реставрацией снимка в течение ближайших нескольких месяцев. — Механические повреждения, такие как многочисленные изломы, утрата эмульсионного слоя в некоторых местах, значительный разрыв в правой нижней части фотографии и утрата левого верхнего угла, говорят о том, что фотография была помещена на основу уже после получения повреждений. Возможно, после раздублировки, удаления остатков клея и бумаги на оборотной стороне обнаружатся ценные надписи или пометки, что, безусловно, станет большой удачей для нашего исследования и для истории в целом».
Над фотографией будут производиться все положенные реставрационные манипуляции, начиная с механической очистки поверхности, удаления картона ненадлежащего качества, подклейки изломов и разрывов. Предусмотрена финальная дублировка панорамы сначала на японскую бумагу, а после — на картон, прошедший тест на фотографическую активность; будет проведено художественное восполнение утрат. На заключительном этапе отпечаток поместят в пресс для стабилизации и выравнивания.
К осени снимок в консервационной упаковке вернется в музей, где теперь, получив историю, сможет занять место в экспозиции. Однако работа над темой продолжится: исследовательская группа попытается воссоздать уникальный фотоаппарат из прошлого и сделать им снимки, не уступающие по качеству сделанным более 100 лет назад, а также намерена снять об этом документальный фильм.